Вопросы развития этических стандартов предпринимательской деятельности

  • 02.05.2018
  • |
  • 0
  • |
  • 1245
  • |
  • 0

Дата рассмотрения до: 10.05.2018

Касательно отдельных вопросов развития этических стандартов предпринимательской деятельности

 

 С момента создания в 2013 году и до настоящего времени, ключевой сферой, на которую согласно закону ориентировано большинство ресурсов системы НПП, является защита прав предпринимателей.

При поддержке Правительства, Генеральной прокуратуры и Верховного суда, по данному направлению достигнуты определенные положительные результаты, как на законодательном уровне, так и на практике.

Концептуальные идеи (поручения), формирующие основу уже внесенных и (или) находящихся в работе поправок в законодательство, это:

-        декриминализация «экономических» составов правонарушений;

-        гуманизация уголовного и административного законодательства;

-        сокращение сфер воздействия государства на повседневную работу предпринимателей по различным вопросам, начиная от разрешительной системы и заканчивая конкретными аспектами ведения предпринимательской деятельности;

-        внедрение в законы принципа добросовестности предпринимателей и наполнение его конкретным содержанием;

-        ограничение административного, контрольно-надзорного давления на бизнес, и перенастройка в этой связи существующих подходов по проверкам;

-        развитие отечественной системы стандартизации, а равно развитие саморегулирования и само-контроля в группах предпринимателей, однородных по принципу сферы их деятельности, и др.

Все это, в итоге, снижает уровень «давления» и издержки бизнеса, создавая основу для роста и развития предпринимательства на долгосрочную перспективу.

Вместе с тем, снижение уровня государственного воздействия (сокращение разрешений для занятия видами предпринимательской деятельности, снижение детализации регулирования повседневного ведения бизнеса, сокращение сферы контроля и санкций) – должно компенсироваться другими инструментами, позволяющими поддерживать безопасность и качество продукции, работ и услуг, не создавая, однако, излишнего давления и препятствий для работы предпринимателей.

Указанная задача является актуальной и требующей внимания Национальной палаты, с выработкой конкретных инициатив и шагов как на практическом и законодательном уровнях.

В зарубежной практике, роль указанных компенсирующих инструментов выполняют, в числе прочих, высокоразвитые системы: национальной, региональной и международной стандартизации и сертификации процессов, товаров, работ и услуг; добровольных этических и профессиональных стандартов предпринимателей в рамках саморегулирования, а также систем самоконтроля соблюдения таких стандартов.

В Казахстане исторические традиции формирования, добровольного соблюдения и контроля профессиональных и предпринимательских стандартов этики ведения бизнеса – отсутствуют.

В некоторых случаях, предприниматели не до конца осознают свою ответственность за качество и безопасность для потребителей продукции, работ и услуг.

Кроме того, и в целом, можно констатировать, что защита интересов потребителей, качество, безопасность продукции, работ и услуг – пока не стали приоритетами для бизнеса.

Это (в условиях сокращения сферы государственного контроля и регулирования) уже в краткосрочной перспективе влечет существенные риски как для жизни и здоровья населения, так и для репутации и конкурентоспособности отечественного бизнеса.

С учетом изложенного, в 2017 – 2018 гг. заинтересованными подразделениями центрального аппарата Национальной палаты подготовлены предложения по мерам, направленным на:

- компенсацию сокращаемых инструментов государственного контроля, надзора и регулирования;

- установление приоритета жизни и здоровья потребителей;

- добровольное развитие предпринимательским сообществом инструментов этических стандартов ведения бизнеса, способных внести эффективный вклад в обеспечение безопасности и качества продукции, работ и услуг.

Такие меры, в сжатой форме объединены в проект Кодекса этики и делового поведения предпринимателей Казахстана, подготовленный к утверждению на уровне решения высшего органа Национальной палаты (Съезда).

При подготовке проекта Кодекса был проведен анализ свыше 100 аналогичных документов, внедренных бизнес-ассоциациями и конкретными предприятиями за рубежом (преимущественно, в США, Канаде, ФРГ и др. странах).

Проект Кодекса (в преамбуле) содержит четкое объяснение предпосылок и целей его принятия.

В раздел 1 проекта Кодекса включены базовые (фундаментальные) принципы этики и делового поведения предпринимателей, сгруппированные по ключевым (вовлеченным) сторонам (потребители, партнеры, работники, общество и государство).

В разделах 2 и 3 проекта Кодекса дано определение механизмов его реализации, носящих как краткосрочный (применение сразу после утверждения Кодекса), так и перспективный характер (направления законодательного внедрения принципов и стандартов этичного ведения бизнеса).

Так, рассмотрение жалоб (обращений) по нарушению Кодекса предполагается в рамках работы специально создаваемых советов по этике (при Президиуме и Региональных советах Национальной палаты), в состав которых войдут наиболее авторитетные предприниматели с безупречной репутацией.

Важно подчеркнуть, что учитывая заложенные в проекте Кодекса механизмы рассмотрения жалоб на нарушение этических принципов и максимальный уровень прозрачности, ожидается, что соблюдение Кодекса будет влиять на репутацию предпринимателей и их конкурентные преимущества. Нарушение же Кодекса будет влечь репутационные риски, вплоть до фактической невозможности ведения бизнеса.

Таким образом в долгосрочной перспективе будет создана система, информирующая потребителей и партнеров о добросовестных и недобросовестных предпринимателях, а также система стандартов этического поведения и их контроля в отраслях и секторах профессиональной (предпринимательской) деятельности.

 

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!