Сохраняя линию поддержки только крупного бизнеса, мы вслед за средним потеряем и малый
- Налогообложение в Казахстане
- Налогообложение в мире
- О налоговых программах
- СМИ о нас
- Статьи гос. органов
- 26.10.2009
- |
- 0
- |
- 1141
- |
На этой неделе парламент Казахстана принял поправки в налоговое законодательство, которые продолжили прошлогоднюю линию приоритета крупного бизнеса.
Одни только налоговые послабления дают предприятиям миллиарды долларов, которых, в свою очередь, недостает госбюджету. А малый бизнес, пущенный на самотек, обещает в ближайшее время приказать долго жить.Многие экономисты и социологи сходятся во мнении: Казахстан не смог вырастить средний бизнес или он сам у нас не прижился в силу менталитета наших элит. Так, у представителей малого бизнеса сложилось правило: не высовываться. Но речь не об этом, а об «антикризисном» Налоговом кодексе, в спешке принятом год назад.
Отметим, что летом прошлого года, проводя подготовительную работу по презентации будущего главного налогового документа, премьер-министр Карим Масимов заявил: «Мы являемся приверженцами Налогового кодекса прямого действия. Мы выступаем за то, чтобы кардинально снизить корпоративный подоходный налог, перейти на классическую систему взимания НДС и ввести налог на добычу полезных ископаемых для сырьевого сектора».
Однако на деле «закон прямого действия» начал действовать с начала нынешнего года не в пользу государства, а в пользу недропользователей и крупных предприятий. Так, по крайней мере, полагают представители малого бизнеса.
– Понятно, что новый Налоговый кодекс написан для крупного бизнеса на тот период, пока идет кризис, – говорит вице-президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК Евгений Бессонов. – Несмотря на указание президента снизить налоговую нагрузку за счет недропользователей для малого и среднего бизнеса, в правительстве сделали все наоборот: снизили нагрузку для крупного бизнеса. В качестве компенсации малому бизнесу дали 750 млн долларов на кредитование, в результате прокредитовалось где-то 2000 предприятий, то есть помощь получили 0,2 процента. Так вот, получается, что 100 процентам крупных предприятий на 10 процентов снизили КПН, а нам подарили 0,2 процента. Кроме того, на днях крупному бизнесу выделяют 113 млрд тенге на софинансирование по ставке 8 процентов, и тут же идет информация о том, что фонд «Даму» будет проводить двухдневные семинары для МСБ. Мы делаем вывод: 5 млрд в одни руки – это в два раза выше, чем верхний предел среднего бизнеса.
Эта политика сохранилась и в перспективе на три года. В четверг сенат парламента Казахстана на пленарном заседании, рассмотрев в обоих чтениях, одобрил проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения». «Основной целью проекта закона является продление в 2010–2012 годах действующих ставок по корпоративному подоходному налогу и по налогу на добычу полезных ископаемых на уровне 2009 года», – указывалось в заключении комитета мажилиса по финансам и бюджету.
В принципе, правительство поступило справедливо, предложив не снижать КПН до 17,5 процентов в 2010 году и до 15 процентов – в 2011 году, а оставить на действующем уровне – 20 процентов до 2012 года. Продолжать финансировать крупные добывающие и обрабатывающие компании за счет уменьшения налоговой нагрузки не только нечестно, но и чревато серьезными осложнениями.
В последние два года наблюдается снижение деловой активности. Простейший показатель: объем перевозок за шесть месяцев текущего года снизился на 12,2 процента, по сравнению с тем же периодом 2008 года, когда кризисные явления только начинали развиваться. Есть и другие факторы, говорящие о том, что бизнес переживает сложные времена. Объем розничного товарооборота за отчетный период за полгода уменьшился на 10 процентов по сравнению с январем-июлем 2008 г., объем промышленного производства снизился на 2,1 процента меньше, чем в январе-июле 2008 г. Снижение отмечено в обрабатывающей промышленности (90,3 процентов), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (94 процента).
Численность безработных в июле 2009
г. составила 565,4 тысячи человек. Официальный уровень безработицы составил 6,5 процента к численности экономически активного населения. Численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на конец июля 2009 г. составила 98,9 тысяч человек, или 1,2 процента к численности экономически активного населения. Уровень скрытой безработицы по оценке составил 0,9 процента от экономически активного населения.
Конечно, на период активного строительного сезона в рамках «Дорожной карты» было обеспечено работой свыше 245 тысяч человек, что составляет 96 процентов от числа запланированных рабочих мест. Однако, по информации министра труда и социальной защиты населения страны Гульшары Абдыкаликовой, в связи с окончанием сезона активных строительных работ в рамках реализации «Дорожной карты» возникает проблема занятости более 100 тысяч человек-граждан республики. Уже высвобождено 79 тысяч человек, до конца года высвободится еще порядка 54 тысяч человек.
Отметим, что налоговые поступления в бюджет республики за прошлый год по двум основным видам налогообложения – корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость – уменьшились в совокупности на 133,2 млрд тенге. Недоисполнение по корпоративному подоходному налогу составило 23,8 млрд тенге из-за уменьшения почти в 10 раз авансовых платежей от предприятий горнорудного сектора. По налогу на добавленную стоимость недополучено 109,4 млрд тенге, в общем, план недоисполнен на 15 процентов. Благодаря тому, что запланированного снижения КПН не случится, по мнению министра экономики и бюджетного планирования Султанова, будут обеспечены дополнительные поступления в бюджет: в 2010 году – в размере 83,7 млрд тенге, в 2011 году – 200,6 млрд тенге, в 2012 году – 219,7 млрд тенге.
Правительство также оставило неизменной и ставку НДС, хотя многие ожидали некоторого послабления. Об этом на днях сообщил на своем интернет-блоге председатель Налогового комитета Министерства финансов РК Даулет Ергожин. Между тем, по мнению представителей бизнеса, эта мера была бы хорошим подспорьем для предпринимателей, что помогло бы и подъему экономики, и увеличению поступлений в бюджет.
– Надо отметить, что все крупные предприятия освобождены от НДС, – считает Евгений Бессонов. – Это налог на малый бизнес. Если бы правительство прислушалось к представителям МСБ и сделало ставку НДС 5 процентов, можно было бы решить массу вопросов. В частности, все лжепредприятия, которые занимаются обналичиванием под 6–8 процентов, потеряют свой хлеб. Мы предлагаем сделать пятипроцентный НДС с обязательной отменой всех привилегий и льгот, которые, по оценкам Налогового комитета, составляют 5 млрд долларов. Кроме того, наше сообщество подготовило 25 пунктов предложений, которые учитывают многие факторы, вплоть до отмены торговли с оффшорами, и которые в целом помогают привлечь в государственную казну до 20 млрд долларов.
Арсен САИДОВ, Алматы
Одни только налоговые послабления дают предприятиям миллиарды долларов, которых, в свою очередь, недостает госбюджету. А малый бизнес, пущенный на самотек, обещает в ближайшее время приказать долго жить.Многие экономисты и социологи сходятся во мнении: Казахстан не смог вырастить средний бизнес или он сам у нас не прижился в силу менталитета наших элит. Так, у представителей малого бизнеса сложилось правило: не высовываться. Но речь не об этом, а об «антикризисном» Налоговом кодексе, в спешке принятом год назад.
Отметим, что летом прошлого года, проводя подготовительную работу по презентации будущего главного налогового документа, премьер-министр Карим Масимов заявил: «Мы являемся приверженцами Налогового кодекса прямого действия. Мы выступаем за то, чтобы кардинально снизить корпоративный подоходный налог, перейти на классическую систему взимания НДС и ввести налог на добычу полезных ископаемых для сырьевого сектора».
Однако на деле «закон прямого действия» начал действовать с начала нынешнего года не в пользу государства, а в пользу недропользователей и крупных предприятий. Так, по крайней мере, полагают представители малого бизнеса.
– Понятно, что новый Налоговый кодекс написан для крупного бизнеса на тот период, пока идет кризис, – говорит вице-президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК Евгений Бессонов. – Несмотря на указание президента снизить налоговую нагрузку за счет недропользователей для малого и среднего бизнеса, в правительстве сделали все наоборот: снизили нагрузку для крупного бизнеса. В качестве компенсации малому бизнесу дали 750 млн долларов на кредитование, в результате прокредитовалось где-то 2000 предприятий, то есть помощь получили 0,2 процента. Так вот, получается, что 100 процентам крупных предприятий на 10 процентов снизили КПН, а нам подарили 0,2 процента. Кроме того, на днях крупному бизнесу выделяют 113 млрд тенге на софинансирование по ставке 8 процентов, и тут же идет информация о том, что фонд «Даму» будет проводить двухдневные семинары для МСБ. Мы делаем вывод: 5 млрд в одни руки – это в два раза выше, чем верхний предел среднего бизнеса.
Эта политика сохранилась и в перспективе на три года. В четверг сенат парламента Казахстана на пленарном заседании, рассмотрев в обоих чтениях, одобрил проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения». «Основной целью проекта закона является продление в 2010–2012 годах действующих ставок по корпоративному подоходному налогу и по налогу на добычу полезных ископаемых на уровне 2009 года», – указывалось в заключении комитета мажилиса по финансам и бюджету.
В принципе, правительство поступило справедливо, предложив не снижать КПН до 17,5 процентов в 2010 году и до 15 процентов – в 2011 году, а оставить на действующем уровне – 20 процентов до 2012 года. Продолжать финансировать крупные добывающие и обрабатывающие компании за счет уменьшения налоговой нагрузки не только нечестно, но и чревато серьезными осложнениями.
В последние два года наблюдается снижение деловой активности. Простейший показатель: объем перевозок за шесть месяцев текущего года снизился на 12,2 процента, по сравнению с тем же периодом 2008 года, когда кризисные явления только начинали развиваться. Есть и другие факторы, говорящие о том, что бизнес переживает сложные времена. Объем розничного товарооборота за отчетный период за полгода уменьшился на 10 процентов по сравнению с январем-июлем 2008 г., объем промышленного производства снизился на 2,1 процента меньше, чем в январе-июле 2008 г. Снижение отмечено в обрабатывающей промышленности (90,3 процентов), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (94 процента).
Численность безработных в июле 2009
г. составила 565,4 тысячи человек. Официальный уровень безработицы составил 6,5 процента к численности экономически активного населения. Численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на конец июля 2009 г. составила 98,9 тысяч человек, или 1,2 процента к численности экономически активного населения. Уровень скрытой безработицы по оценке составил 0,9 процента от экономически активного населения.
Конечно, на период активного строительного сезона в рамках «Дорожной карты» было обеспечено работой свыше 245 тысяч человек, что составляет 96 процентов от числа запланированных рабочих мест. Однако, по информации министра труда и социальной защиты населения страны Гульшары Абдыкаликовой, в связи с окончанием сезона активных строительных работ в рамках реализации «Дорожной карты» возникает проблема занятости более 100 тысяч человек-граждан республики. Уже высвобождено 79 тысяч человек, до конца года высвободится еще порядка 54 тысяч человек.
Отметим, что налоговые поступления в бюджет республики за прошлый год по двум основным видам налогообложения – корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость – уменьшились в совокупности на 133,2 млрд тенге. Недоисполнение по корпоративному подоходному налогу составило 23,8 млрд тенге из-за уменьшения почти в 10 раз авансовых платежей от предприятий горнорудного сектора. По налогу на добавленную стоимость недополучено 109,4 млрд тенге, в общем, план недоисполнен на 15 процентов. Благодаря тому, что запланированного снижения КПН не случится, по мнению министра экономики и бюджетного планирования Султанова, будут обеспечены дополнительные поступления в бюджет: в 2010 году – в размере 83,7 млрд тенге, в 2011 году – 200,6 млрд тенге, в 2012 году – 219,7 млрд тенге.
Правительство также оставило неизменной и ставку НДС, хотя многие ожидали некоторого послабления. Об этом на днях сообщил на своем интернет-блоге председатель Налогового комитета Министерства финансов РК Даулет Ергожин. Между тем, по мнению представителей бизнеса, эта мера была бы хорошим подспорьем для предпринимателей, что помогло бы и подъему экономики, и увеличению поступлений в бюджет.
– Надо отметить, что все крупные предприятия освобождены от НДС, – считает Евгений Бессонов. – Это налог на малый бизнес. Если бы правительство прислушалось к представителям МСБ и сделало ставку НДС 5 процентов, можно было бы решить массу вопросов. В частности, все лжепредприятия, которые занимаются обналичиванием под 6–8 процентов, потеряют свой хлеб. Мы предлагаем сделать пятипроцентный НДС с обязательной отменой всех привилегий и льгот, которые, по оценкам Налогового комитета, составляют 5 млрд долларов. Кроме того, наше сообщество подготовило 25 пунктов предложений, которые учитывают многие факторы, вплоть до отмены торговли с оффшорами, и которые в целом помогают привлечь в государственную казну до 20 млрд долларов.
Арсен САИДОВ, Алматы
Комментарии