Правила применения ККМ с 2018 года
- 21.09.2018
- |
- 4
- |
- 2191
- |
Дата письма 21.09.2018
Правила применения ККМ с 2018 года
Приказом министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 208 «О некоторых вопросах применения контрольно-кассовых машин» утверждены Правила применения контрольно-кассовых машин.
Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
В целях настоящих Правил ответственное лицо налогоплательщика – налогоплательщик либо лицо, состоящее в трудовых отношениях с налогоплательщиком или действующее от его имени на основании доверенности, договора или ином законном основании, осуществляющее денежные расчеты с покупателем (клиентом) с применением
контрольно-кассовой машины и отвечающее за ее работу.
Применение контрольно-кассовых машин включает в себя:
- постановку контрольно-кассовой машины на учет;
- внесение изменений в регистрационные данные;
- снятие контрольно-кассовой машины с учета;
- эксплуатацию контрольно-кассовых машин.
Постановка контрольно-кассовой машины на учет в органах государственных доходов
На территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев установленных пунктом 2 статьи 166 Налогового кодекса.
Контрольно-кассовые машины подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту использования, за исключением случаев установленных настоящим пунктом.
В органах государственных доходов по месту нахождения налогоплательщиков подлежат постановке на учет контрольно-кассовые машины:
1) используемые при осуществлении деятельности через нестационарные или иные передвижные (мобильные) объекты;
2) являющиеся банковскими компьютерными системами, в том числе банковскими компьютерными системами, которыми оснащены терминалы оплаты услуг.
При постановке на учет контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом, налогоплательщик представляет в орган государственных доходов по месту своего нахождения документы, указанные в пункте 3 статьи 167 Налогового кодекса.
Должностное лицо органа государственных доходов при постановке на учет контрольно-кассовой машины без функции передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов:
1) проверяет соответствие сведений, указанных в налоговом заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе
(далее – Налоговое заявление), представленным документам;
2) сверяет заводской номер контрольно-кассовой машины, указанный на маркировочной табличке, с номером, указанным в налоговом заявлении;
3) проверяет правильность оформления книги учета наличных денег и книги товарных чеков;
4) устанавливает фискальный режим работы контрольно-кассовой машины;
5) устанавливает пломбу органа государственных доходов на корпус контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;
6) оформляет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины;
7) заверяет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины, книги учета наличных денег и товарных чеков личной подписью и печатью, предусмотренной для их заверения;
8) проверяет соответствие модели контрольно-кассовой машины с моделями, внесенными в государственный реестр;
9) возвращает налогоплательщику:
контрольно-кассовую машину с блоком фискальной памяти с установленным фискальным режимом работы и пломбой органа государственных доходов;
заверенные книги учета наличных денег и товарных чеков;
10) выдает налогоплательщику регистрационную карточку контрольно-кассовой машины.
Должностное лицо органа государственных доходов при постановке на учет контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов:
1) проверяет соответствие сведений, указанных в Налоговом заявлении, представленным документам;
2) сверяет заводской номер контрольно-кассовой машины, указанный на маркировочной табличке, с номером, указанным в Налоговом заявлении;
3) проверяет правильность оформления книги товарных чеков;
4) оформляет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины; 5) заверяет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины и книгу товарных чеков личной подписью и печатью, предусмотренной для их заверения;
5) проверяет соответствие модели контрольно-кассовой машины с моделями, внесенными в государственный реестр;
6) возвращает налогоплательщику:
контрольно-кассовую машину с функцией фиксации и (или) передачи данных;
заверенную книгу товарных чеков;
8) выдает налогоплательщику регистрационную карточку контрольно-кассовой машины.
При постановке на учет контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом, – должностное лицо органа государственных доходов осуществляет следующие действия:
1) проверяет соответствие сведений, указанных в Налоговом заявлении, представленным документам;
2) устанавливает фискальный режим работы аппаратно-программного комплекса;
3) оформляет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины;
4) заверяет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины личной подписью и печатью, предусмотренной для заверения;
5) проверяет соответствие модели контрольно-кассовой машины с моделями, внесенными в государственный реестр;
6) выдает налогоплательщику регистрационную карточку контрольно-кассовой машины.
Регистрационная карточка контрольно-кассовой машины выдается налогоплательщику при постановке контрольно-кассовой машины на учет в органах государственных доходов, хранится в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой машины и предъявляется по требованию должностного лица органов государственных доходов.
Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины
Налогоплательщиком в течение пяти рабочих дней со дня возникновения изменений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины, в орган государственных доходов представляются документы, указанные в пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса.
Должностное лицо органа государственных доходов в течение трех рабочих дней со дня приема Налогового заявления производит изменение регистрационных данных в части изменения наименования налогоплательщика и (или) места использования контрольно-кассовой машины, оформляет и выдает налогоплательщику регистрационную карточку контрольно-кассовой машины с измененными регистрационными данными.
Снятие контрольно-кассовой машины с учета в органах государственных доходов
Должностное лицо органа государственных доходов при снятии с учета контрольно-кассовой машины без функции передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов:
1) снимает фискальный отчет;
2) проводит камеральный контроль и сопоставление данных книги учета наличных денег с показаниями фискального отчета и данными книги товарных чеков;
3) делает запись о закрытии книги учета наличных денег и книги товарных чеков;
4) производит снятие пломбы органа государственных доходов с корпуса контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;
5) возвращает налогоплательщику:
контрольно-кассовую машину;
книги учета наличных денег и товарных чеков;
регистрационную карточку с отметкой о снятии с учета контрольно-кассовой машины.
Должностное лицо органа государственных доходов при снятии с учета контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов:
1) снимает фискальный отчет;
2) делает запись о закрытии книги товарных чеков;
3) возвращает налогоплательщику:
контрольно-кассовую машину;
книгу товарных чеков;
регистрационную карточку с отметкой о снятии с учета
контрольно-кассовой машины.
При снятии с учета контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом, должностное лицо органа государственных доходов снимает фискальный отчет и возвращает налогоплательщику регистрационную карточку с отметкой о снятии с учета контрольно-кассовой машины.
Снятие фискального отчета
Фискальные отчеты снимаются органами государственных доходов в случаях:
1) проведения налоговых проверок;
2) замены блока фискальной памяти;
3) снятия с учета контрольно-кассовой машины;
4) осуществления ремонта контрольно-кассовой машины, требующего введение пароля доступа к фискальной памяти;
5) полного заполнения книги учета наличных денег;
6) утери (порчи) книги учета наличных денег.
Для снятия фискального отчета, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 14 настоящих Правил, в орган государственных доходов представляются контрольно-кассовая машина и следующие документы:
1) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью органа государственных доходов книги учета наличных денег и товарных чеков;
2) сменные отчеты с даты снятия последнего фискального отчета.
При снятии фискального отчета составляется акт снятия фискального отчета по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, данные которого подлежат вводу в информационную систему органов государственных доходов.
Эксплуатация контрольно-кассовых машин
Ответственное лицо налогоплательщика при эксплуатации контрольно-кассовой машины:
1) осуществляет ввод информации о денежном расчете в соответствии с руководством по эксплуатации контрольно-кассовой машины;
2) в случае отсутствия электроэнергии или неисправности контрольно-кассовой машины заполняет и выдает товарный чек;
3) в случае временного отсутствия сети телекоммуникаций, предоставляемых оператором фискальных данных, использует автономный режим работы контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных;
4) заполняет книгу учета наличных денег;
5) при завершении смены выполняет процедуру «конец смены» путем снятия сменного отчета (Z-отчет) согласно техническим требованиям изготовителя модели контрольно-кассовой машины.
Сменные отчеты, книги учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и контрольные чеки, по которым проведены операции аннулирования и возврата, хранятся налогоплательщиком в течение пяти лет с даты их печати или полного заполнения.
Для контрольно-кассовых машин период смены не должен превышать двадцать четыре часа.
Операции аннулирования ошибочно введенной суммы или возврат денежного расчета производятся в соответствии с техническими требованиями изготовителя модели контрольно-кассовой машины при наличии:
оригинала контрольного чека контрольно-кассовой машины без функцией фиксации и (или) передачи данных и произведенной записи в книге учета наличных денег;
оригинала контрольного чека контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных либо контрольного чека распечатанного с сайта оператора фискальных данных с приложением иного документа, содержащего сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе).
Положение части первой настоящего пункта не распространяется на операции по возврату денежного расчета за неиспользованные железнодорожные, автобусные и авиационные билеты, оформленные автоматизированным способом в установленном законодательством порядке.
Данные книги учета наличных денег должны соответствовать показаниям сменных отчетов на соответствующую дату.
Показания отчета с учетом сумм платежей при использовании платежных карточек о текущем состоянии кассы должны соответствовать сумме наличных денег в кассе на момент снятия фискального отчета, суммам приема и выдачи наличных денег, не связанных с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, отраженных в книге учета наличных денег.
При снятии фискального отчета о текущем состоянии кассы в соответствии с подпунктом 1) пункта 14 настоящих Правил подсчет наличных денег в кассе производится налогоплательщиком (его должностным лицом) в присутствии проверяющего лица органа государственных доходов.
В случае технической неисправности контрольно-кассовой машины, устранение которой невозможно без нарушения целостности пломбы органа государственных доходов, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней с момента возникновения неисправности подает в орган государственных доходов, в котором произведена постановка на учет контрольно-кассовой машины:
1) налоговое заявление об исполнении обязательств, возникающих при эксплуатации контрольно-кассовой машины с указанием номера, даты выдачи регистрационной карточки контрольно-кассовой машины и суммарных показаний счетчика на начало дня, в который произошла неисправность;
2) заключение центра технического обслуживания с обоснованным указанием сроков проведения ремонта и причины неисправности.
Орган государственных доходов отказывает в приеме документов на получение разрешения на нарушение целостности пломбы в случаях непредставления или представления с неполным составом сведений документов, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
Орган государственных доходов в день приема налогового заявления принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на нарушение целостности пломбы контрольно-кассовой машины по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам для устранения неисправности.
Разрешение органа государственных доходов на нарушение целостности пломбы контрольно-кассовой машины выдается по форме, установленной уполномоченным органом, должностным лицом органа государственных доходов, ответственным за установку пломбы, в день принятия решения о его выдаче.
Срок представления контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти в орган государственных доходов для установки пломбы после устранения технической неисправности не может быть меньше срока проведения ремонта, указанного в заключение центра технического обслуживания, но не более пятнадцати рабочих дней со дня выдачи разрешения органа государственных доходов на нарушение целостности пломбы.
В случае технической неисправности контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, устранение которой невозможно без обращения в центр технического обслуживания, налогоплательщик в течение трех рабочих дней с даты возникновения неисправности обращается в центр технического обслуживания, в котором произведена постановка на учет контрольно-кассовой машины и (или) производится ее обслуживание.
Заключение центра технического обслуживания о причинах неисправности с указанием сроков проведения ремонта контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных, хранятся налогоплательщиком в течение пяти лет с даты их выдачи.
Контрольно-кассовая машина считается технически неисправной в случаях, если:
1) не печатает, печатает неразборчиво или реквизиты на контрольном чеке, определенные статьей 166 Налогового кодекса, печатаются не полностью;
2) отсутствует возможность получить данные с фискальной памяти либо с накопителя фискальных данных;
3) отсутствует или повреждена пломба органа государственных доходов контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;
4) отсутствует маркировка завода-изготовителя;
5) отсутствует возможность передачи данных с контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных при наличии исправной связи, предоставляемой оператором фискальных данных.
В случае полного заполнения книги учета наличных денег и (или) книги товарных чеков либо в случае их утери (порчи) налогоплательщик для их замены (восстановления) в течение пяти рабочих дней представляет в орган государственных доходов по месту постановки на учет контрольно-кассовой машины:
1) налоговое заявление об исполнении обязательств, возникающих при эксплуатации контрольно-кассовой машины;
2) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика новые книги учета наличных денег и (или) товарных чеков;
3) регистрационную карточку контрольно-кассовой машины;
4) контрольно-кассовую машину.
В случае полного заполнения или утери (порчи) книги учета наличных денег в орган государственных доходов дополнительно представляется контрольно-кассовая машина для снятия фискального отчета.
Органами государственных доходов замена книг учета наличных денег и (или) товарных чеков производится в течение трех рабочих дней с момента регистрации налогового заявления в органе государственных доходов.
Автор: УГД по Наурызбайскому району г.Алматы руководитель отдела администрирования индивидуальных предпринимателей Тарыбаев М.К.
Комментарии