Порядок рассмотрения обращений в рамках АППК РК. 1 июля 2021 года вступил в силу Административный процедурно-процессуальный Кодекс Республики Казахстан.
- 19.03.2022
- |
- 1
- |
- 16678
- |
Дата письма 14.03.2022
Порядок рассмотрения обращений в рамках АППК РК.
1 июля 2021 года вступил в силу Административный процедурно-процессуальный Кодекс Республики Казахстан.
В АППК два больших раздела: административные процедуры и административное судопроизводство.
Административные процедуры и административное судопроизводство будут осуществляться на основе единых принципов: принцип приоритета прав - все сомнения, противоречия и неясности законодательства об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры; запрет злоупотребления формальными требованиями; охрана права на доверие; активная роль суда.
Рассмотрим подробней административные процедуры:
Во-первых, в рамках административной процедуры рассматриваются обращения граждан в государственные органы и к другим субъектам, у которых есть власть. Государство также может инициировать административную процедуру. В целях экономии сил и средств законодатель предусмотрел две формы процедуры: обычная и упрощенная.
Обычная процедура применяется при обращении лица за реализацией своих прав или защитой своих интересов: получение лицензии, изъятие земельного участка, проведение проверки и т.д.
Упрощенная процедура - распространяется на случае рассмотрения сообщений, предложений, откликов и запросов.
Подача заявления возможна как в любой государственный орган, так и к любому субъекту, наделенному властными полномочиями, которые именуются административными органами.
Обращения могут быть поданы также на административный акт или на совершение административного действия. К административным актам относятся всё, что связано с проявлением властных полномочий (государственная регистрация, выдача разрешения, применение физической силы), а к административным действиям - патрулирование улиц, предоставление информации, санитарная обработка.
АППК предоставляет возможность лицам подавать обращение в устной или письменной форме, посредством видеоконференцсвязи или видеообращения.
Все административные акты разделены на два вида: благоприятные и обременяющие. Приказ о регистрации юридического лица - благоприятный акт. Приказ об отказе в регистрации - обременяющий. Акты могут быть в привычной для всех письменной форме, а также в устной (требование полицейского) или в иной (дорожный знак, оцепление и др.).
В качестве положительной стороны нового законодательного акта необходимо отметить, что при рассмотрении обращения, административный орган обязан прилагать усилия по сбору и исследованию материалов, а не просто ограничиваться тем, что содержится в поступивших документах. При возникновении у административного органа сомнений в достоверности документов, он может инициировать их проверку.
Административный орган, обязаны предоставить возможность участнику административной процедуры выразить свою позицию к предварительному решению по административному делу, о котором участник административный процедуры уведомляется заранее, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия административного акта.
Жалоба подается не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия). Общий срок рассмотрения обращения - 15 рабочих дней со дня поступления. Этот срок может быть продлен до двух месяцев.
Если участник административной процедуры не согласен с административным актом или административным действием, он может подать жалобу в вышестоящий орган или должностному лицу. При этом, с указанного лица снимается обязанность устанавливать вышестоящий орган для подачи жалобы - жалоба подается в тот орган, который вынес административный акт или совершил административное действие, который в свою очередь перенаправляет ее в вышестоящую инстанцию.
Комментарии