Относительно системы управления рисками
- 12.09.2019
- |
- 0
- |
- 1538
- |
Относительно системы управления рисками
Согласно статье 136 Налогового кодекса система управления рисками основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска.
Риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.
В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан совершать действия по:
1) постановке на регистрационный учет в налоговом органе;
2) ведению учета объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;
3) исчислению суммы налогов и платежей, подлежащих уплате в бюджет, а также авансовых и текущих платежей по ним;
4) составлению и представлению налоговых форм и иных форм, установленных Налоговым кодексом;
5) уплате исчисленных и начисленных суммы налогов и платежей в бюджет, авансовых и текущих платежей по налогам и платежам в бюджет.
Соответственно, в зависимости от действий налогоплательщиков, совершаемых ими в рамках исполнения налоговых обязательств, возникают различные риски и в зависимости от характера риска налоговыми органами применяются различные методы оценки риска, меры реагирования на них и их минимизации.
Данная стратегия соответствует мировой практике и рекомендована международными экспертами в рамках Проекта реформирования налогового администрирования.
Относительно результатов категорирования.
Категорирование налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска осуществляется в соответствии со статьей 136 Налогового кодекса и Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 252 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией» (далее – Приказ СУР).
В зависимости от степени риска, присвоенной по результатам категорирования, дифференцируются меры налогового администрирования, связанные с налоговыми обязательствами налогоплательщика:
1) прекращение деятельности отдельных категорий ИП в упрощенном порядке;
2) подача налогового заявления о регистрационном учете по НДС;
3) продление, приостановление представления налоговой отчетности;
4) обеспечение исполнения не выполненного в срок налогового обязательства;
5) принудительное взыскании налоговой задолженности.
Согласно пункту 11 Приказа №252 степень риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией (далее – открытые критерии), и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией (далее - закрытые критерии), и актуализируется раз в полугодие.
Информация о присвоенной степени риска по результатам категорирования размещается на официальном сайте Комитета государственных доходов МФ РК (Электронные сервисы / Помощь бизнесу / Степень риска налогоплательщика по результатам категорирования) (http://kgd.gov.kz/ru/services/degree_of_risk), а также направляется индивидуально налогоплательщикам со сведениями по сработавшим отрытым критериям в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» (далее – КНП).
Некоторые рекомендации налогоплательщикам по вопросам возможности изменения присвоенной степени риска:
1) ознакомиться с перечнем открытых критериев и методикой их расчета, изложенной в приказе Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года №252. Обращаем внимание, что критерии имеют как отрицательное влияние на степень риска (баллы с «плюсом» увеличивают степень риска), так и положительное влияние (баллы с «минусом» снижают степень).
2) проанализировать расшифровку расчета по сработавшим открытым критериям (показатели, значения, количество баллов), направленную в КНП;
3) в случае согласия с результатами, принять во внимание показатели, повлиявшие на степень риска, и учесть их в налоговом учете;
4) в случае не согласия с какими либо значениями по расчету открытых критериев направить электронное пояснение через в web-приложение «Кабинет налогоплательщика»;
5) в случае обоснованности пояснения, критерии будут пересчитаны, и в случае, если данный перерасчет изменит степень риска в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» будет направлено соответствующее сообщение.
Относительно включения в график проведения налоговых проверок.
Оценка степени риска для отбора на налоговую проверку осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 «Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов» и Совместным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2018 года № 1030 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 ноября 2018 года № 86 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска» (далее – Совместный приказ).
Пунктом 7 Совместного приказа утверждено, что общий показатель степени риска субъекта (объекта) налоговой проверки рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией (далее – открытые критерии), и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией (далее - закрытые критерии).
Согласно пункту 6 Совместного приказа в перечень открытых критериев вошли:
1) коэффициент налоговой нагрузки;
2) осуществление операций с бездействующими налогоплательщиками и налогоплательщиками, регистрация которых судами признаны недействительными, а также сделок, совершение которых признано судом осуществленными без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
3) коэффициент соотношения суммы вычетов с учетом корректировок к совокупному годовому доходу с учетом корректировок находится в диапазоне от 0,98 до 1 включительно;
4) представление дополнительной налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу и (или) налогу на добавленную стоимость с увеличением суммы налога на добавленную стоимость;
5) представление налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу с нулевыми показателями, при осуществлении внешнеэкономической деятельности и (или) участие в государственных закупках;
6) наличие неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
Согласно пункту 8 Критериев налоговые проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска при показателе вероятности наступления целевого события свыше 51 процентов.
Информация о степени риска, присвоенной по результатам отбора субъектов (объектов) на налоговую проверку, публикуется на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в форме полугодового графика проведения проверок.
Автор: Управление государственных доходов по Наурызбайскому району г.Алматы Главный специалист ОАКН Бельгибаева А.Т
Комментарии