Особенности прекращения деятельности налогоплательщиков в принудительном порядке (28.05.2019)

  • 28.05.2019
  • |
  • 0
  • |
  • 728
  • |
  • 0

Особенности прекращения деятельности налогоплательщиков в принудительном порядке

С 1 января 2018 года введен в действие новый кодекс о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) - который был принят 25 декабря 2017 года, статьей 93 которого предусмотрено право органов государственных доходов обращаться в суд с исками о принудительной ликвидаций отдельной категории налогоплательщиков.

Так, прекращению деятельности в принудительном порядке подлежат юридические лица-резиденты, их структурные подразделения, структурные подразделения юридического лица-нерезидента, юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение без открытия структурного подразделения, индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

В течение 5 лет не представлявшие налоговую отчетность, не совершавшие экспортно-импортные операции, не осуществлявшие платежи и (или) переводы денег по банковским счетам, за исключением случаев, если сумма платежа и (или) перевода денег за календарный год не превышает 12-кратный минимальной размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года, а также получения пенсионных и (или) социальных выплат. А также не состоявшие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость по состоянию на 1 января календарного года, не приостановившие представление налоговой отчетности в порядке, определенном статьями 213 и 214  Налогового Кодекса, не имеющие на праве собственности объекты обложения налогами на имущество, транспортные средства, земельным налогом, единым земельным налогом, за исключением объектов обложения указанными налогами с физических лиц. Не имеющие задолженность по социальным платежам, не имеющие налоговую задолженность по налогам и платежам в бюджет, таможенным платежам и налогам в размере более 6-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Вместе с тем, вышеуказанные требование не распространяются на налогоплательщиков:

1) подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с Налоговым Кодексом;

2) осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.

Органы государственных доходов ежегодно не позднее 1 марта формируют первоначальный перечень субъектов, которые подлежат принудительной ликвидаций, не позднее 1 апреля размещают в средствах массовой информации сформированный перечень субъектов, подлежащих принудительной ликвидации. А также не позднее 1 мая после размещения в средствах массовой информации сформированного перечня субъектов для получения сведений направляют запросы в банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, о платежах и переводах денег, определенных статьи 93 Налогового кодекса. Уполномоченные государственные органы  – дают сведение о наличии имущества, транспортных средств, земельных участков, органы юстиции – о наличии (отсутствии) сведений в Национальном реестре идентификационных номеров.

Хотелось бы отметить, что заявления (претензии) кредиторов или иных лиц принимаются налоговыми органами с приложением документов, подтверждающих правомерность предъявляемых претензий, до 1 июня календарного года.

Однако, как показывает практика, заявления (претензии) кредиторов зачастую подаются после истечения данного срока, что противоречит налоговому законодательству и вызывает ряд процессуальных нарушений. Для того, чтобы предотвратить такие случаи необходимо в сроки подавать заявления и претензии в налоговые органы.

 Также стоит уточнить, что окончательный перечень субъектов, подлежащих принудительной ликвидации (снятию с учетной регистрации, прекращению деятельности), формируется не позднее 1 июля календарного года, при условии получения сведений, указанных в статьи 93 Налогового кодекса, и отсутствия заявлений (претензий) кредиторов или иных лиц.

Исковые заявления для принудительной ликвидации (снятия с учетной регистрации, прекращения деятельности) направляются налоговыми органами в суд до 1 сентября текущего года. 

Данная норма значительно упростит процедуру ликвидации бездействующих налогоплательщиков и окажет положительное влияние на ведение статистики действующих субъектов предпринимательства.

Автор: Ведущий специалист юридического отдела Управления государственных доходов по Алмалинскому району г.Алматы Бақытбеков М.Б.

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!