Особенности оформления подписей на счетах-фактурах

  • 08.05.2008
  • |
  • 4
  • |
  • 5337
  • |
  • 0
Если, относительно правильности заполнения реквизитов, указанных в пункте 3 статьи 242 Кодекса Республики Казахстан «О налогах…» (Налоговый кодекс) ни у налогоплательщиков, ни у налоговых органов РК, не возникает принципиальных разногласий, то толкование части предложения пункта 4 этой статьи является предметом споров на протяжении ряда лет, при этом полного и аргументированного обоснования своей позиции ни одна из сторон не представляет.
С целью выработки единого подхода в решении этого вопроса, в настоящей статье предлагается краткий анализ этой части пункта 4 статьи 242 Налогового кодекса на предмет формирования доказательной базы при выборе варианта подписей, в свете норм действующего законодательства РК.
 

«Если иное не предусмотрено настоящей статьей, счет-фактура выписывается не позднее даты совершения оборота по реализации и заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера поставщика, либо иными уполномоченными на то должностными лицами».
 

Как известно, в счете-фактуре, являющемся основанием для отнесения в зачет НДС в соответствии со статьей 235 Налогового кодекса, должны быть указаны все реквизиты, предусмотренные пунктами 3–4 статьи 242 Налогового кодекса. При этом, любое отклонение от состава реквизитов или неверное толкование наименований, указанных в статье может быть основанием для исключения НДС из «зачета» у покупателя.
На наш взгляд, решение проблемы возможно только путем терминологического анализа понятий, на соответствие их смыслового выражения требованиям нормативных актов РК, который может быть основанием правильного понимания и оформления реквизита «подпись» на счетах-фактурах в трех вероятных вариантах:
а) когда счета подписывают руководители, наделенные правом первой и второй подписей собственниками компании;
б) когда счета подписывают уполномоченные на то должностные лица, полномочия которым передали лица уже имеющие права первой и второй подписи;
в) когда счета подписываются лицами в комбинациях вариантов а) и б).
Выбор и принятие любого из этих вариантов, аргументация которых может быть принята в качестве доказательной базы на случай возможных конфликтов можно представить в следующем порядке.
В связи с тем, что Налоговый кодекс не устанавливает понятия терминов: подпись, руководитель, должностное и уполномоченное лицо, имеющих принципиальное значение для решения этого вопроса, то на основании пункта 3 статьи 10 Налогового кодекса следует обратиться к нормам действующих правовых актов других отраслей права РК, касающихся этого вопроса.
 

1. Подпись.
· Так, Стандарт РК СТ РК 1037-2001 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», который устанавливает термины и понятия в области делопроизводства и архивного дела для всех хозяйствующих субъектов РК в подпункте 3.1.20 определяет:
 

«подпись: Реквизит документа, представляющий собой собственноручную роспись уполномоченного должностного лица или автора документа».
 

· В свою очередь, Стандарт РК СТ РК 1042-2001 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», разработанный с целью установления единых правил оформления официальных документов государственных органов РК, предприятий и организаций Республики Казахстан всех форм собственности и организационно-правовых форм в пункте 5.18 уточняет структуру подписи:
 

« В состав подписи (реквизит 19) входят:
наименование должности лица, подписавшего документ;
– наименование организации или организации и структурного подразделения (если документ оформлен не на бланке организации, или на бланке вышестоящего органа);
– личная подпись;
– расшифровка подписи (инициал имени или инициал имени, отчества и фамилия).
Документ может быть подписан исполняющим обязанности должностного лица с указанием его фактически занимаемой должности и фамилии. При этом не допускается проставление предлога «За», надписи от руки «Зам.» или косой черты перед наименованием должности.
Документ должен подписываться светостойкими чернилами. Не допускается подписывать документ фломастером и другими средствами, заправленными улетучивающимися веществами».
 

Не подписанный документ не обладает юридической силой и имеет статус «проекта».
·  Иерархия прав подписей установлена только Постановлением Правления Национального Банка РК «Об утверждении Правил открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках Республики Казахстан» от 2 июля 2000 года № 266 пункты 30–31, которого излагают:
 

«Юридические лица, их филиалы или представительства, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и адвокаты, имеющие печать, представляют в банк документы с образцами первой и второй подписи (подписей) и оттиска печати по форме согласно Приложению № 1, составленные на государственном и русском языках.
Физические лица, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и адвокаты, не имеющие печать, представляют в банк документы с образцом подписи по форме согласно Приложению № 2, составленные на государственном и русском языках.
В документах с образцами подписей и оттиска печати, представляемых юридическими лицами, их филиалами или представительствами, правом первой подписи обладает руководитель и/или другие уполномоченные им лица. Право второй подписи предоставляется главному бухгалтеру и/или другим уполномоченным лицам.
Данные полномочия предоставляются на основании учредительных документов, либо приказов руководителей соответствующих юридических лиц, филиалов или представительств, либо иных документов, на основании которых предоставлены такие полномочия.
Если в штате юридического лица, филиала или представительства отсутствуют лица, которым может быть предоставлено право второй подписи, документ принимается банком с образцом только первой подписи, о чем делается соответствующая запись в данном документе.
В документах с образцами подписей и оттиска печати должен быть образец оттиска печати юридического лица, филиала или представительства юридического лица».
 

Кроме этого такая обязанность возложена на первого руководителя юридического лица, филиала или представительства нерезидента пунктом 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26 декабря 1995 года № 2732:
 

«Руководство или предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции».
 

Таким образом, указанные нормативные акты РК определяют понятие и устанавливают состав реквизита «подпись» и в каком виде она должна применяться при удостоверении подлинности документов, создаваемых в организациях РК, в том числе и при оформлении счетов-фактур.

Правом первой подписи и действия от имени юридического лица без доверенности наделяется первый руководитель компании при назначении его на должность высшим органом управления – общим собранием (участников, акционеров) или единственным участником товарищества, путем письменного указания в уставе, учредительном договоре или протоколе. Иногда эти органы одновременно наделяют правом второй подписи и главного бухгалтера или иного должностного лица.

При этом исполнительный орган (единоличный или коллегиальный) имеет право делегирования первой подписи и наделения правом второй подписи, других должностных лиц компании в пределах своих полномочий, соответствующими корпоративными документами, оформленными в установленном порядке, в том числе приказами, протоколом, доверенностью.

 

2. Руководитель
·  Государственный классификатор занятий РК 01-99 от 16 октября 1999 года № 22 (далее – ГКЗ РК 01-99) и приказ Агентства РК по статистике от 29 декабря 2001 года № 67-С классифицирует состав работников любого юридического лица резидента РК и филиалов (представительств) нерезидентов, на группы и должности, то есть:
– к рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе производства товаров (услуг), а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и т. п.
– к служащим относятся лица, занимающие должности руководителей организаций и их структурных подразделений, занятые инженерно-техническими, экономическими работами, юристы, врачи, учителя, переводчики, менеджеры, референты и др.
Все занятые в организации работники (рабочие и служащие) распределяются по группам занятий.
Под занятием понимается деятельность работника, приносящая доход (заработок, вознаграждение), то есть занимаемая должность, профессия или выполняемая на рабочем месте работа, а не специальность (квалификация), полученная в результате обучения. Классификация работников компании по группам занятий должна осуществляется по следующим категориям:
 

– руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей организаций;
– специалисты высшего уровня квалификации;
– специалисты среднего уровня квалификации (вспомогательный персонал);
– служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием;

– работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности;
– квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства;
- квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных организаций, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр;
- операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики;
- неквалифицированные рабочие.
 

·        На основании ГКЗ РК 01-99 был разработан и утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РК Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих от 22 ноября 2002 года № 273-п, который предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений на предприятиях, в учреждениях и организациях различных видов экономической деятельности независимо от организационно-правовой формы.
Справочник выделяет группу должностей «Руководители», в которую включены:
 

Директор (генеральный директор, исполнительный директор,  президент, председатель правления, управляющий) организации
Главный бухгалтер
Главный диспетчер (начальник диспетчерской службы).
Главный инженер (начальник службы технического развития)
Главный конструктор (начальник службы научно-технического развития)
Главный металлург

Главный метролог (начальник службы стандартизации, метрологии и

сертификации)
Главный специалист по защите информации
Главный технический руководитель по охране труда
Главный технолог
Главный энергетик
Директор (начальник) вычислительного (информационно-вычислительного) центра
Директор гостиницы
Директор котельной
Директор типографии
Заведующая машинописным бюро
Заведующий архивом
Заведующий бюро пропусков
Заведующий камерой хранения
Заведующий канцелярией
Заведующий копировально-множительным бюро
Заведующий научно-технической библиотекой
Заведующий общежитием
Заведующий производством
Заведующий складом
Заведующий столовой (кафе, рестораном, баром)
Заведующий фотолабораторией (фотоателье)
Заведующий хозяйством (офис-менеджер, менеджер по административно-хозяйственной работе)
Заведующий экспедицией
Заместитель директора (директор, вице-президент) по капитальному строительству
Заместитель директора (коммерческий директор, вице-президент) по коммерческим вопросам.
Заместитель директора (директор, вице-президент) по управлению персоналом
Заместитель директора (директор, вице-президент) по экономическим вопросам (главный экономист)
Заместитель директора (директор, вице-президент) по производству
Мастер контрольный (участка, цеха)
Мастер участка
Менеджер (управляющий) коммерческий, менеджер по продажам
Менеджер по персоналу
Менеджер по рекламе
Начальник автоколонны
Начальник гаража
Начальник (заведующий) мастерской
Начальник инструментального отдела
Начальник исследовательской лаборатории
Начальник производственной лаборатории (по контролю производства)
Начальник лаборатории (бюро) по организации труда и управления производством
Начальник лаборатории (бюро) социологии труда
Начальник лаборатории (бюро) технико-экономических исследований
Начальник нормативно-исследовательской лаборатории по труду
Начальник отдела автоматизации и механизации производственных процессов
Начальник отдела автоматизированной системы управления производством
(АСУП) (подразделения или центра информационных технологий)
Начальник отдела информации (научно-технической информации)
Начальник отдела кадров

Начальник отдела капитального строительства

Начальник отдела комплектации оборудования
Начальник отдела контроля качества
Начальник отдела маркетинга
Начальник отдела материально-технического снабжения (отдела логистики)
Начальник отдела организации и оплаты труда
Начальник отдела охраны окружающей среды
Начальник отдела охраны труда
Начальник отдела патентной и изобретательской работы
Начальник отдела подготовки кадров
Начальник отдела (лаборатории, сектора) по защите информации
Начальник отдела сбыта (продаж)
Начальник отдела социального развития
Начальник отдела стандартизации
Начальник планово-экономического отдела
Начальник производственного отдела
Начальник ремонтного цеха
Начальник смены
Начальник службы эксплуатации оборудования (главный механик)
Начальник службы сварочных работ (главный сварщик)
Начальник технического отдела
Начальник финансового отдела (финансовый директор)
Начальник хозяйственного отдела
Начальник центральной заводской лаборатории
Начальник цеха (участка)

Начальник цеха опытного производства

Начальник юридического отдела
Начальник службы безопасности
Производитель работ (прораб)
Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком)
 

Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться из ГКЗ РК 01-99, который используется как базовый нормативный акт для классификации должностей при подготовке штатного расписания, разработке должностных инструкций, подготовке ИТД и т. п.
 

Таким образом, под должностью «руководитель» понимается большая группа конкретных должностей, в том числе упомянутых выше, которые имеют в своем непосредственном подчинении исполнителей или при их отсутствии, если на них возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы, определенным ИТД и должностной инструкцией.
Поэтому в счете-фактуре не должно проставляться наименование «руководитель», а следует указывать точное наименование должности первого руководителя и должность работника наделенного правом второй подписи, то есть две подписи, так как третьих, четвертых и т. д. подписей статья 242 Налогового кодекса не предусматривает.
При этом, наименование должностей должно соответствовать принятому в ГКЗ РК 01-99 или Справочнике и использоваться в этой формулировке в штатном расписании, ИТД и других корпоративных документах компании.

 

3. Должностное лицо
Понятие «должностное лицо» представлено только в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП РК), в примечании к статье 34:
 

Должностными лицами в настоящем Кодексе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти (то есть наделенные в установленном законом порядке в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, правом издавать от имени государства или его органов юридически значимые акты или распорядительными полномочиями) либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
 

Следовательно, нормативные акты РК не устанавливают требований для отнесения работников коммерческих структур к «должностным лицам». Поэтому классификацию должностей и выделение «должностных лиц» из всех групп занятий в коммерческих компаниях должен принять высший орган управления компанией или исполнительный орган, соответственно своей компетенции.
Основанием для такого решения может быть норма пункта 2 Нормативного Постановления Верховного суда РК от 28 ноября 2004 года № 18, которая предписывает:
 

«К должностным лицам следует относить лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти, наделенных в установленном законом порядке правом издавать от имени государства или его органов юридически значимые акты или обладающих распорядительными полномочиями, либо выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
Индивидуальные предприниматели, руководители коммерческих юридических лиц и их работники к должностным лицам не относятся, вместе с тем они при совершении административного правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут административную ответственность, приравненную к ответственности должностных лиц.
Если особенной частью КоАП РК за совершение административного правонарушения предусмотрена ответственность как должностного, так и юридического лица, ответственность последнего наступает лишь в том случае, если деяние было совершено, санкционировано, одобрено органом или лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом (ч. 2 ст. 36 КоАП РК).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами, следует в каждом конкретном случае учитывать положения учредительных документов, приказов и иных актов, регламентирующих служебные полномочия лиц, привлекаемых к ответственности.
Если статьями особенной части КоАП РК прямо предусмотрена ответственность юридического лица за совершение административного правонарушения, индивидуальный предприниматель несет такую ответственность как юридическое лицо».
 

Кроме того, с 1 января 2006 года Законом Республики Казахстан от 20 января 2006 года № 123, статья 34 КоАП РК была дополнена пунктом 2 согласно которому:

 

«Физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), частный нотариус, адвокат, а равно работники индивидуального предпринимателя и юридического лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также руководители юридического лица несут административную ответственность как должностные лица».
 

Следовательно, критерием для формирования группы «должностных лиц» в коммерческих структурах будет являться выполнение ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в компании, что должно быть отражено в приказе по утверждению Перечня должностных лиц и должностных инструкций, принимаемых в составе корпоративной документации компании.
При этом, под организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями понимаются: способы и формы управления компанией, основанные на единоначалии и централизованном управлении посредством приказов, распоряжений, указаний и т. п.
 

4. Уполномоченные лица
Уполномоченное лицо – лицо, обладающее письменным разрешением компетентного органа компании на проведение различных юридических действий, по поручению и от имени этих органов или компании, с правом подписи на документах, в пределах объема передаваемых прав (такое понятие не содержится в нормативных актах, а приводится в любых словарях, справочниках и энциклопедиях, применяемых в деловом обороте).
Права и полномочия, которыми был наделен первый руководитель и главный бухгалтер, они вправе передавать подчиненным работникам, путем делегирования в любом объеме. Основанием для такой передача являются нормы статьи 163 Гражданского кодекса РК (далее – ГК РК), пункты 1–2 которой устанавливают принцип передачи полномочий:
 

«Сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, законодательстве, решении суда либо административном акте, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т. п.).
По сделке, совершенной представителем, права и обязанности возникают непосредственно у представляемого».
 

В практике коммерческой организации передачу полномочий обычно оформляют административным актом (приказом, распоряжением, протоколом и т. п.), если передача полномочий относится к формированию корпоративных отношений, либо доверенностью, оформленной по правилам статей 167–171 ГК РК, если такая передача затрагивает отношения с третьими лицами.
Однако Гражданское законодательство РК не запрещает применение доверенности и для оформления корпоративных отношений, важно лишь соблюдение установленных условий. Так статья 167 ГК РК определяет:
 

«Доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному).
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, и скрепляется печатью этой организации».
 

Следует отметить, что согласно требованию пункта 4 статьи 242 Налогового кодекса вторая подпись должна быть выполнена «главным бухгалтером», в то время как пунктом 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года № 2732 и статья 218 Уголовного кодекса РК от 16 июля 1997 года № 167 оперирует понятием «лицо, уполномоченное вести бухгалтерский учет», а КоАП РК – «должностное лицо», что наиболее применимо к норме пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», так как эти понятия включают в себя большую неопределенную группу конкретных должностных лиц, которые могут иметь это право, кроме главного бухгалтера. Однако в этом случае приоритет имеют налоговые нормы в силу пункта 4 статьи 2 Налогового кодекса.
Таким образом, уполномоченных лиц может быть много, при этом конкретное лицо, передающее полномочия называется «Доверитель», а принимающее – «Поверенный».
Первый руководитель вправе наделять правом второй подписи и делегировать право первой подписи неограниченному количеству физических лиц, но в пределах своих полномочий, полученных по Уставу и детализированных в «Положении об Исполнительном органе».
Так как пункт 4 статьи 242 Налогового кодекса требует у лица подписывающего счет-фактуру одновременного наличия двух критериев, то есть «…уполномоченными на то должностными лицами», то компания должна иметь надлежаще оформленные корпоративные документы, подтверждающие этот статус.
Соответственно, если руководитель обладает правом первой и второй подписи, то он вправе делегировать эти права другим лицам от своего имени. Если же правом первой и второй подписи обладают два лица (директор и главный бухгалтер), то делегирование возможно только от имени каждого из этих лиц.
 

5. Заключение
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
– счет-фактура должна быть подписана оригинальными подписями, оформленными согласно СТ РК 1042-2001 или электронными, согласно нормам Закона Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 370-II;
– если счет-фактура подписывается по варианту «а», то проставляются наименование должностей по штатному расписанию с проставлением оригиналов подписей первого руководителя и главного бухгалтера и реквизитами, оформленными в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
– если счет-фактура подписывается по варианту «б», то проставляются должности «Поверенных» по штатному расписанию, реквизиты по пункту 1 настоящей статьи, а также номер и дата документа, по которому это право передано. Допустимо, но не обязательно, написание слова «Поверенный», ниже наименования должности;
– подписей, заверяющих содержание счета-фактуры, должно быть только две и в оригинальном или электронном исполнении, либо подписи первых руководителей, либо их уполномоченных представителей;
– не допускается использование факсимильных и (или) ксерокопированных подписей;
– проставление мастичной печати юридического лица на счете-фактуре для удостоверения подписей необязательно, если корпоративными документами компании не установлен иной порядок;
– юридические права всех подписантов на заверение счета-фактуры должны быть подтверждены документально;
– документы, подписанные лицами в пределах своей компетенции и оформленные в соответствии с требованиями государственных и (или) корпоративных актов имеют юридическую силу и должны приниматься к исполнению;
– документы, оформленные в соответствии с требованиями нормативными актами, но подписанные с нарушением правил оформления или превышением компетенции подписантов, не имеют юридической силы, а сделки совершенные посредством таких документов могут быть признаны недействительными в силу пункта 11 статьи 159 ГК РК с последствиями, установленными статьями 157–162 ГК РК.
 

Приложение.
1. Проект приказа «О распределении полномочий и делегировании прав подписей».
2. Проект приказа «О подписях на счетах-фактурах».
3. Образец доверенности.
 

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!