Особенности государственной службы РК
- 25.07.2018
- |
- 2
- |
- 13664
- |
Дата письма 25.07.2018
Особенности государственной службы РК
Государство, являясь особой организацией публичной политической власти, имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих.
В стратегии развития страны до 2030 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев определил основные направления совершенствования государственной службы. В этой связи возникла необходимость в создании эффективной стабильной правовой системы, регулирующей отношения в сфере государственной службы.
В Казахстане, в соответствии с программой Главы государства, направленной на демократизацию страны и повышения эффективности государственного аппарата, был сделан выбор в пользу построения государственной службы, основанной на вышеназванных принципах.
Практика государственного строительства в Республике Казахстан ставит ряд новых задач в деле становления и формирования новой системы государственной службы. Фактически полностью обновлено законодательство о государственной службе и происходит формирование новой системы подбора и расстановки кадров в сфере государственной службы.
Государство должны олицетворять достойные представители государственной службы: компетентные, честные, уважающие и исполняющие закон служащие, способные откликнуться на нужды людей. Любые демократические преобразования обречены на неудачу, если не будет создан компетентный, профессиональный аппарат государственной власти. В этой связи важной задачей является правильный подбор и расстановка кадрового состава государственного аппарата.
Статьей 1 Закона РК «О государственной службе» определено понятие государственного служащего: «это гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства».
Из указанной нормы закона можно выделить три признака, характеризующих государственного служащего:
1) это должен быть гражданин Республики Казахстан, занимающий должность в государственном органе. Следует отметить, что ранее действовавшим Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 29 декабря 1995г. «О государственной службе» в определенных случаях допускалась возможность принятия на государственную службу иностранных граждан и лиц без гражданства. Законом РК такая возможность не предусматривается;
2) его функциональные обязанности должны быть обусловлены осуществлением полномочий в целях реализации задач и функций государства. То есть определенные лица, хотя и работающие непосредственно в государственных органах, но деятельность которых связана с техническим обслуживанием государственных органов и обеспечением их функционирования, согласно ст.4 указанного Закона к государственным служащим не относятся. Аналогичное «разделение» сотрудников государственных органов на государственных служащих и технический персонал было предусмотрено и Указом Президента РК «О государственной службе» (ст.7);
3) оплата его труда должна производиться из средств республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан.
Государственный служащий должен обладать определенной должностью, в силу которой он исполняет возложенные на него обязанности, определяемые должностной инструкцией. В свою очередь должностная инструкция есть организационно-распорядительный документ, определяющий конкретный перечень должностных обязанностей работника, занимающего определенную должность.
В структуре государственного аппарата государственные должности неоднозначны с точки зрения их правового статуса, что является основанием для их классификации. Классификация должностей государственных служащих исходит из признания деления их на политические и административные должности, где последние подразделяются на категории.
Понятие должностного лица дается в ст.1 Закона РК «О государственной службе», в соответствии с которой должностное лицо есть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
Функции представительной власти осуществляются во всех ветвях власти – законодательной, исполнительной и судебной, как на республиканском уровне, так и на уровне местного самоуправления. Представителями власти в сфере законодательной власти являются депутаты мажилиса и сенаторы сената парламента, а также депутаты маслихатов. Представителями власти в сфере исполнительной власти являются члены правительства РК, руководители органов местного самоуправления, а также должностные лица правоохранительных и контролирующих органов – сотрудники МВД, КНБ, прокуратуры таможенной налоговой службы, пограничники и подобные им лица. В сфере судебной власти представителями власти являются судьи судов всех уровней. Лицами, осуществляющими функции представителя власти по специальному полномочию, являются различные общественные инспектора, ревизоры, контролеры, привлекаемые к осуществлению властных полномочий, имеющие юридическое значение на определенный период.
Под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать функции, связанные с непосредственным управлением людьми, по осуществлению руководства коллективом, участком работы, служебной или производственной деятельности других работников, организацию труда подчиненных, поддержание государственной дисциплины в государственных органах, в Вооруженных силах РК или ином воинском формировании РК. К этой категории должностных лиц относятся: руководители министерств, ведомств, их заместители, руководители структурных подразделений государственных органов.
Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать функции, связанные с непосредственным распоряжением и управлением государственным имуществом, его хранением, организацией отгрузки, получением и отпуском материальных ценностей и контролем за этим. Это могут быть начальники финансовых снабженческих отделов и служб, заведующие складами, государственными магазинами, руководители структурных подразделений – отделов, филиалов и т.п.
Под специальным полномочием следует понимать поручение лицу, не занимающему штатной должности, выполнение определенных организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей либо функций представителей власти. Это может быть оформлено специальным правовым актом (приказом, трудовым соглашением, доверенностью или решением коллектива трудящихся, общественной организацией) или на основании устного распоряжения.
Не являются должностными лицами те государственные служащие, которые выполняют сугубо профессиональные или вспомогательно-технические обязанности в государственных органах.
Должностные обязанности последних сводятся к созданию условий для осуществления полномочий государственных органов, их служебная деятельность заключается в анализе, контроле, планировании, учете, подготовке документов, совершении различных организационных действий, технических мероприятий и т.п., то есть имеет, хотя и важный, но все же вспомогательный характер.
Закон РК от 23 июля 1999г. «О государственной службе» впервые в истории государственной службы Казахстана ввел классификацию государственных служащих на два вида:
а) административный государственный служащий;
б) политический государственный служащий.
Административный госслужащий – это государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе. В свою очередь, политическим государственным служащим является государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политический целей и задач (ч.ч. 1,9 ст.1 Закона РК «О государственной службе»).
Из вышеизложенного вытекает, что отличительными чертами административного госслужащего, согласно которым можно провести дифференциацию понятия «политический госслужащий», служат следующие:
1. Административный госслужащий не входит в состав политических госслужащих;
2. Осуществление им должностных полномочий производится на профессиональной основе;
3. Назначение (избрание), освобождение и деятельность административного госслужащего не носит политико-определяющий характер;
4. Он не несет ответственность за реализацию политических целей и задач.
Таким образом, видно, что политического госслужащего характеризует деятельность, носящая политическую направленность.
Государственные служащие, работая в аппарате госорганов и реализуя законы и политические программы, не столько формируют, сколько проводят в уже выработанный политический курс.
Статья 7 Закона РК «О государственной службе» устанавливает политические должности, занимаемые государственными служащими. В социологической литературе принято считать, что политическая должность – это особое правовое установление, посредством которого осуществляется реализация функций, полномочий, прав и обязанностей высших должностных лиц государства. На эти должности либо избираются (нередко всеобщим и прямым голосованием), либо назначаются законодательными выборными коллегиями или высшими должностными лицами государства с последующим утверждением законодательным органом.
Политические должности – это особый и специфический круг государственных должностей, требования к которым формируются в процессе избирательных кампаний, либо устанавливаются выборными властвующими коллегиями (парламентами) или персонально теми лицами, которые наделены правом назначения на политические посты (Президент, Председатель правительства).
В соответствии с действующим законодательством РК о государственной службе к политическим должностям отнесены должности, занимаемые политическими государственными служащими:
1. Назначаемые Президентом РК, их заместители;
2. Назначаемые и избираемые палатами Парламента РК Председателями палат Парламента, их заместители;
3. Возглавляющие (руководители) центральных исполнительных органов и ведомств, их заместители.
Правовое положение человека и гражданина в демократическом обществе характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей физических лиц, закрепленных нормами права и юридических гарантий их реализации. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина определены Конституцией Республики Казахстан и рядом других нормативных правовых актов.
Права и обязанности государственных служащих - это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей, которые определены в Законе РК «О государственной службе».
По мере становления в Казахстане новой государственности роль и значение государственной службы как публично-правового института, призванного обеспечить социально-экономические и политические преобразования в стране, постоянно возрастают. Речь идет о том, чтобы повысить качественный потенциал государственной службы республики, обеспечить реализацию общей стратегии и координацию практической деятельности государственных органов по работе с кадрами, осуществлять государственную кадровую политику в стране на основе единых методологических подходов.
В «Стратегии «Казахстан-2030» на новом этапе развития Казахстана» были определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики и основные идеи реформирования государственной службы и кадровой политики. В этом важном политическом документе установлены приоритетные направления и последовательный курс государства по формированию корпуса нового поколения государственных служащих, по установлению требований к их уровню квалификации, подбору, рациональному использованию и обучению с учетом потребности в них государственного аппарата в современный период и на перспективу.
Реформа должна быть направлена на создание для Казахстана эффективной, современной государственной службы и структуры управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики.
Уже сейчас становится очевидным, что имеется необходимость в создании общих основ и принципов организации всех видов государственной службы независимо от разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. В этом направлении первостепенное значение приобретают вопросы квалификационных характеристик соответствующих должностей, процедур подбора, расстановки и рационального использования кадров, механизма стимулирования труда и социально-правовой защищенности государственных служащих, разработки программ обучения кадров, адекватных потребностям практики государственной службы; сдерживания роста численности кадрового состава государственных органов; обеспечения стабильности кадров государственного аппарата и порядка их продвижения по службе; обеспечения объективной оценки профессиональных способностей и результатов труда государственных служащих и т.д.
В заключение следует подчеркнуть, что реформа государственной службы в Республике Казахстан должна быть направлена на формирование кадрового потенциала, адаптированного к новым экономическим условиям, способного на качественном новом уровне обеспечить реализацию внутренней и внешней политики государства; на переход к карьерной модели государственной службы с тем, чтобы обеспечить профессионализм и стабильность кадрового состава государственной службы; на введение открытых и гласных процедур отбора и продвижения государственных служащих в соответствии с их деловыми качествами; на постоянное повышение квалификации кадров и обеспечение их социально-правовой защищенности. При этом государственные служащие, отвечая всем требованиям к их профессиональной подготовке, призваны превратиться из хозяина в слугу общества. По этому поводу Президент страны в своем Послании народу Казахстана «Казахстан – 2030» подчеркнул, что «чиновник новой генерации – это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный своему делу и профессиональный». Именно это ожидает общество от современной государственной службы.
Достижение тех высоких целей, которые государство перед собой поставило, потребует дополнительной мобилизации усилий и во многом нового, неординарного отношения и подходов к делу со стороны всех органов и институтов власти, делового, научного и экспертного сообществ.
И самое главное, процесс комплексной модернизации должен происходить в интересах и с непосредственным участием всего населения страны, всех слоев и институтов общества.
Автор: Главный специалист УГД по Наурызбайскому району г. Алматы Каржаубаев Н.Т.
Комментарии