Одним из нерешенных вопросов, связанных с всеобщим декларированием доходов, остается изменение ставки подоходного налога
- 16.05.2014
- |
- 0
- |
- 1606
- |
16 мая в Алматы состоялась конференция, посвященная переходу на всеобщее декларирование доходов. Она была организована Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана и собрала довольно представительный состав спикеров из причастных к этой проблематике госструктур. Обсуждение производило двойственное впечатление. С одной стороны, планы государства, связанные с введением всеобщего декларирования, несмотря на то, что оно будет введено не раньше 2018 года, уже достаточно детализированы.
В ходе конференции обсуждалось, например, то, сколько будет стоить отправление декларации по почте, к которому в большей степени, как ожидается, прибегнет население отдаленных районов, в то время как большинство казахстанцев будут отправлять свои декларации все же по электронной почте. Возможно, для отправляемых обычной почтой деклараций будет введен специальный пониженный тариф, а в почтовых отделениях будут специально подготовлены сотрудники, консультирующие по вопросам заполнения налоговых деклараций.
Вице-министр финансов Ардак ТЕНГЕБАЕВ привел некоторые интересные подробности, связанные с предстоящей процедурой. Например, наличные деньги, согласно планам, будут декларироваться в сумме не более Т4,3 миллиона, драгоценности свыше этой суммы будут декларироваться лишь при наличии соответствующих подтверждающих документов. Кроме того, очевидно, шире будут применяться различные вычеты из сумм облагаемого дохода по примеру развитых стран. Причем соответствующий перечень документов будет предоставляться вместе с написанным заявлением установленной формы работодателю, который дальше будет отправлять документацию налоговикам. С другой стороны, объемы возможных вычетов по-прежнему крайне ограничены. Спикеры из госструктур связывали это с сохраняющейся крайне низкой ставкой подоходного налога в 10%. Г-н Тенгебаев назвал отказ от плоской шкалы налогообложения, о возможности которого заявлялось на высоком министерском уровне, важным вопросом, по которому пока не принято решение. Но, успокоил спикер, подавляющее большинство налогоплательщиков, имеющих лишь один источник доходов, будут заполнять крайне упрощенную версию декларации на одной странице. Первыми через детальную процедуру декларирования пройдут госслужащие и члены их семей, и для них это произойдет уже в 2017 году.
С другой стороны, достаточно подготовленная аудитория конференции Ассоциации налогоплательщиков поддержала аплодисментами ту точку зрения, что всеобщее декларирование не будет эффективным, а государство решает проблему контроля доходов госслужащих за счет основной массы налогоплательщиков. Председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Жаннат ЕРТЛЕСОВА считает мудрым решением то, что всеобщее декларирование вводится не немедленно, а с довольно продолжительным временным лагом. За это время необходимо решить большое количество проблем. Среди них она назвала, например, проблемы налогоплательщиков, работающих в рамках специальных налоговых режимов, в том числе самозанятых, проблемы совместимости информационных систем различных госструктур (по словам спикера, даже налоговики и таможенники, работающие в рамках Минфина, обмениваются информацией “посредством флэшек”), необходимо также устранить устаревшую информацию в базах данных. Это может сделать процесс менее болезненным. Кроме того, дискуссионным является вопрос о том, должно ли быть установлено законодательное требование о заполнении деклараций не непосредственно налогоплательщиками, а налоговыми консультантами.
Партнер “Эрнст энд Янг” Алия ДЖАПАЕВА, сделавшая обзор международной практики, связанной с всеобщим декларированием, отметила, что вопреки распространенным представлениям в мире всеобщее декларирование без каких-либо исключений не столь уж частая вещь. На практике его осуществляют две страны с достаточно высоким уровнем доходов населения и налоговой культурой - США и Норвегия. Есть еще ряд стран, где налогообложение происходит у источников выплат и где декларирование касается значительных групп населения, у которых не один источник доходов. Многие страны наращивают расходы на налоговое администрирование, чтобы сделать системы максимально эффективными. Эксперт сомневается, что всеобщее декларирование доходов в Казахстане принесет существенные результаты. Уже сейчас доходы декларируют достаточно большие группы налогоплательщиков, включая предпринимателей и госчиновников, и проблема скорей в отсутствии глубокой аналитики при наличии достаточно больших объемов информации. То, что налогообложение физических лиц пока приносит крайне небольшие поступления для государственного бюджета, связано, по оценкам г-жи Джапаевой, и с низкой ставкой подоходного налога. Г-жа Ертлесова не согласна с этой точкой зрения, считая, что те категории плательщиков, которые уже сдают декларации, контролируются как раз достаточно хорошо, но при отсутствии всеобщего декларирования невозможно установить, “не записано ли что-нибудь на их бабушек”. Без всеобщего декларирования невозможна эффективная борьба с коррупцией и развитие экономики. Трудно сказать, стало ли это в итоге конференции преобладающей точкой зрения даже в ее аудитории, состоящей во многом, согласно самооценке, из “рядовых главных бухгалтеров”.
Комментарии