Об утверждении Правил ценообразования на регулируемых рынках

  • 17.09.2015
  • |
  • 0
  • |
  • 1841
  • |
  • 0

Приказ министра национальной экономики Республики Казахстан
 г. Астана от 29 декабря 2014 года № 174
 Об утверждении Правил ценообразования на регулируемых рынках


В соответствии с пунктом 1 статьи 7-2 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях и регулируемых рынках» приказываю: 
1. Утвердить прилагаемые Правила ценообразования на регулируемых рынках. 
2. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке: 
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»; 
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.


 Министр Е. ДОСАЕВ



СОГЛАСОВАНО»
 Министр по инвестициям и развитию 
Республики Казахстан 
А. ИСЕКЕШЕВ 
от 2 марта 2015 года 

«СОГЛАСОВАНО»
 Министр энергетики 
Республики Казахстан
 В. ШКОЛЬНИК 
от 3 февраля 2015 года


Зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 31 марта 2015 года за № 10594

Утверждены приказом министра национальной экономики 
Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 174


Правила ценообразования на регулируемых рынках

 1. Общие положения

1. Настоящие Правила ценообразования на регулируемых рынках (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июня 1998 года «О есте-ственных монополиях и регулируемых рынках» (далее – Закон) с целью недопущения необоснованного роста цен и определяют порядок ценообразования на регулируемых рынках. 
2. В Правилах применяются следующие понятия: 
1) ценообразование – процесс формирования и рассмотрения цен на товары (работы, услуги) и продукцию, товары и услуги;
2) отпускная цена – цена товара (работы, услуги), применяемая субъектом регулируемого рынка для его производства и (или) реализации; 
3) топливный сбор – сбор, взимаемый авиакомпанией с целью компенсации роста затрат на авиационное топливо в период действия тарифа на перевозку, при расчете которого данный рост учесть не представлялось возможным;
4) инвестиционная программа – программа вложения и возврата средств, направлен- ных на создание новых активов, расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта регулируемого рынка, на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период с целью получения технико-экономического эффекта, включающая в себя один или несколько инвестиционных проектов. 
5) монопольно производимые товары (работы, услуги) – товары (работы, услуги) по производству (оказанию) которых, субъекты регулируемого рынка занимают доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке; 6) обоснованная цена – цена, определенная на основании обоснованных затрат и прибыли субъекта регулируемого рынка; 
7) себестоимость – совокупность затрат, учитываемых ведомством уполномоченного органа в цене на монопольно производимый товар (работу, услугу) и (или) на продукцию, товары и услуги; 
8) регулируемые рынки – товарные рынки, на которых в соответствии с Законом введено государственное регулирование цен для субъектов регулируемого рынка; 
9) субъект регулируемого рынка (далее – Субъект) – индивидуальный предпринима- тель или юридическое лицо, (за исключением субъектов естественной, государственной монополии и энергопроизводящих организаций): включенные в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках; реализующие продукцию, товары и услуги; 
10) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках; 
11) ведомство уполномоченного органа – ведомство государственного органа, осу- ществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках; 
12) предельная цена – цена товара (работы, услуги), установленная субъектом ре- гулируемого рынка на основании затрат и прибыли, необходимых для их производства и (или) реализации в соответствии с настоящими Правилами, и признанная ведомством уполномоченного органа обоснованной по результатам проведения экспертизы цены. Иные понятия и термины, используемые в Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством


2. Порядок ценообразования на продукцию, товары (работы, услуги) Субъектов 


3. Формирование цен на продукцию, товары (работы, услуги) осуществляется на основании раздельного учета затрат по каждому виду продукции, товаров (работ, услуг). В случае отсутствия у Субъекта раздельного учета затрат по видам продукции, товаров (работ, услуг), затраты Субъекта разделяются по видам реализуемых продукции, товаров (работ, услуг) на основе косвенных методов, предусматривающих определение затрат, относящихся к определенному виду деятельности Субъекта, реализующих продукцию, товары (работы, услуги) по удельному весу доходов (объемов, затрат на оплату труда производственного персонала) в общих затратах Субъекта. 
4. При формировании обоснованной цены на продукцию, товары (работы, услуги) Субъекта в себестоимости учитываются расходы, непосредственно относящиеся к производству (оказанию) продукции, товаров (работ, услуг), а также расходы, подтвер- жденные обосновывающими материалами (договорами, счета-фактурами, финансовыми документами), в том числе: 
1) материальные расходы, определяемые исходя из их цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры), и физического объема мате- риальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии материальных ресурсов на выпуск единицы продукции, товаров (работ, услуг) и (или) годовых норм материальных ресурсов;
 2) средства, направляемые Субъектом на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, при наличии документального технического подтверждения необходимости их проведе- ния и сводных сметных расчетов, объектных, локальных и ресурсных смет (отдельно по каждому объекту); 
3) выделяемые Субъекту субсидии из средств государственного бюджета, которые учитываются в уменьшение затратной части цены, за исключением субсидий, направленных на расходы, не учтенные в затратной части цены; 
4) на оплату труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством, учитываются при формировании цен, при этом при определении расходов на оплату труда, в расчет принимается фактическая численность персонала (административно-управленческого и производственного) и среднемесячная заработная плата, принятая в действующих ценах, с учетом прогнозируемого изменения уровня инфляции; 
5) на амортизационные отчисления, которые определяются с использованием метода, предусмотренного учетной политикой Субъекта и направляются на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств, и на реализацию инвестиционных программ (проектов);
 6) расходы, в ценах которых учитывается выплата вознаграждения за заемные средства на реализацию инвестиционного проекта или на приобретение основных средств, задействованных в производстве продукции, товаров (работ, услуг) (в случае отсутствия инвестиционной программы (проекта), при наличии документального подтверждения необходимости их привлечения, условий финансирования потенциальных поставщиков, услуг и возврата заемных ресурсов; 
7) на приобретаемые аудиторские, консалтинговые, маркетинговые услуги; 
8) на оплату за эмиссию в окружающую среду;
 9) на обязательные виды страхования, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, учитываемые в расходах периода. 
5. При формировании цен Субъекта в себестоимости не учитываются расходы, не относящиеся непосредственно к производству (оказанию) продукции, товаров (работ, услуг), а также не подтвержденные обосновывающими материалами (договорами, счета-фактурами, финансовыми документами), в том числе:
 1) амортизационные отчисления основных средств, неиспользуемых при производстве (оказании) продукции, товаров (работ, услуг); 
2) платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ; 
3) безнадежные долги; 
4) штрафы, пени, неустойка и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, судебные издержки; 
5) штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода; 
6) убытки от хищений; 
7) на содержание незадействованных активов в производстве обслуживающих хозяйств и участков;
8) на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных организаций, учебных заведений, за исключением профессионально-технических училищ; 
9) на содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда;
10) на погашение ссуд, включая беспроцентные, полученных работниками организа- ции на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством; 
11) на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий; 
12) на благоустройство садовых товариществ (строительство дорог, энерго- и водо- снабжение, осуществление других расходов общего характера); 
13) на оказание спонсорской помощи; 
14) на потери от брака; 
15) на приобретение, аренду и содержание квартир, жилых зданий и сооружений, мест в общежитиях и гостиницах для персонала субъектов товарного рынка, за исключением вахтовой организации производства; 
16) на приобретение подарков к юбилейным датам или выдаваемые в виде поощрения работникам; 
17) на сверхнормативные технические и коммерческие потери, порчу и недостачу то- варно-материальных ценностей, запасы на складах и другие непроизводительные расходы;
 18) на премирование и другие формы стимулирования по итогам работы; 
19) на проведение и организацию обучающих курсов, семинаров, тренингов, лекций, выставок, дискуссий, встреч с деятелями науки и искусства, научно-технических конфе- ренций, за исключением мероприятий, связанных с производственной необходимостью; 
20) на членские взносы в общественные организации и ассоциации;
21) на оплату отпусков работников, обучающихся в организациях образования; 
22) на оплату путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии за счет средств Субъекта, кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профессио- нальных заболеваний; 
23) страховые платежи (взносы, уплачиваемые Субъектом по договорам личного и имущественного страхования, заключенных Субъектом в пользу своих работников), за исключением установленных законодательством Республики Казахстан обязательных страховых платежей; 
24) на оплату дополнительно предоставленных (сверх предусмотренного законода- тельством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, оплата проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно; 
25) льготы работникам Субъекта, кроме предусмотренных трудовым законодательством; 
26) на компенсацию стоимости питания детям, находящимся в дошкольных учрежде- ниях, санаториях и оздоровительных лагерях; 
27) отчисления профессиональным союзам на цели, определенные коллективным договором.
 6. При определении уровня прибыли, включаемого в обоснованную цену, учитываются средства, обеспечивающие эффективное функционирование и развитие Субъектов.
 7. Ведомство уполномоченного органа проводит экспертизу цены в соответствии с настоящими Правилами. Для проведения экспертизы цен Субъекты предоставляют:
 1) информацию об отпускных ценах с приложением обосновывающих материалов, подтверждающих уровень цены, не позднее тридцати календарных дней со дня введения государственного регулирования цен либо включения в номенклатуру продукции, товаров и услуг в письменной форме;
 2) уведомление в письменной форме не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги) выше предельной цены и причинах их повышения с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения (за исключением субъектов розничного рынка, не занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках). К уведомлению о предстоящем повышении цен прилагаются: 
1) документы, подтверждающие причины повышения (копии соответствующих догово- ров, подтверждающие повышение стоимости сырья, материалов, услуг);
 2) проект цен по каждому виду деятельности; 
3) бухгалтерский баланс по форме, утвержденной приказом министра финансов Республики Казахстан от 20 августа 2010 года № 422, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6452; 
4) отчет о прибылях и убытках по форме, утвержденной приказом министра финансов Республики Казахстан от 20 августа 2010 года № 422, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6452; 5) отчет по труду и заработной плате по форме, утвержденной приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 8 декабря 2014 года № 71, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10125; 
6) отчет о производственно-финансовой деятельности по форме, утвержденной приказом председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 14 ноября 2014 года № 50, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10074; 
7) наличие и движение денежных средств и нематериальных активов согласно форме, утвержденной приказом министра финансов Республики Казахстан от 20 августа 2010 года № 422, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных пра- вовых актов за № 6452; 
8) сводные данные о доходах и расходах, применяемые для расчета проекта цен с расшифровками по статьям затрат в целом по предприятию и отдельно по каждому виду; 
9) сведения о применяемой системе оплаты труда; 
10) сведения о применяемых нормах расхода сырья и материалов, нормативной численности работников; 
11) учетная политика, в случае ее наличии; 
12) инвестиционные программы (проекты), в случае их наличия; 
13) годовая смета затрат, направленных на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств;
 14) годовая смета затрат, направленных на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств; 
15) расчет амортизационных отчислений с указанием сроков эксплуатации основных средств;
 16) документы, подтверждающие планируемый объем реализации – протоколы намерений, договоры, расчеты объемов производства (поставки), данные о проектной мощности и фактическом ее использовании, а также при снижении объемов производства (поставки) Субъектами предоставляется обоснование; 
17) расшифровка дебиторской и кредиторской задолженностей. К уведомлению о предстоящем повышении цен в связи с введением топливного сбора прилагаются: 
1) проект цен по услуге авиаперевозки; 
2) копии договоров, подтверждающие повышение стоимости авиационного топлива; 
3) расчет потребности топлива на каждый авиационный маршрут и тип воздушного судна. При этом требование части третьей настоящего пункта на данный случай не распространяется.
 8. В целях контроля за соблюдением порядка ценообразования на регулируемых рынках, а также в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым подпункта 1) статьи 7-3 Закона, ведомство уполномоченного органа осуществляет мониторинг цен Субъектов. По результатам проведения мониторинга цен и (или) на основании жалоб, информации, сведений, указывающих на установление необоснованной цены, а также в случаях невыпол- нения субъектом регулируемого рынка обязанностей, установленных подпунктами 3) и 3-1) статьи 7-3 Закона, ведомство уполномоченного органа проводит экспертизу цены в соответствии с настоящими Правилами.
 9. В отношении ценообразования на товарный газ допускается установление различных уровней цен по группам потребителей в соответствии с методикой расчета цен на товарный газ субъектов регулируемого рынка, утверждаемой ведомством уполномоченного органа, осуществляющим руководство в сфере естественных монополий и регулируемых рынках.
 10. При рассмотрении обоснованности цен ведомство уполномоченного органа проводит экспертизу путем сравнительного анализа: проектов планируемой цены с ценами на аналогичный товар (работы, услуги), уста- новленными другими субъектами на том же товарном рынке, или сопоставимых товарных рынках, в том числе за пределами Республики Казахстан; применяемых Субъектом норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии материаль- ных ресурсов на выпуск единицы продукции, товаров (работ, услуг) и (или) годовых норм материальных ресурсов путем сравнения с соответствующими отраслевыми нормами, ут- верждаемыми государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, или нормами, применяемыми субъектами, оказывающими услуги на сопоставимых регулируемых рынках; расходов на оплату труда персонала Субъекта с затратами на оплату труда субъектов рынка, оказывающих услуги на сопоставимых регулируемых рынках; других расходов, оказывающих влияние на увеличение цен Субъекта. При рассмотрении обоснованности цен в связи с введением топливного сбора ведомство уполномоченного органа проводит экспертизу цены на основе анализа представленных субъектом документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, подтверждающих повы- шение стоимости авиационного топлива. 
11. Ведомство уполномоченного органа запрашивает дополнительную информацию в письменной форме, в соответствии с абзацем пятым подпункта 1) статьи 7-3 Закона.
 12. По результатам экспертизы цены, не позднее тридцати календарных дней со дня по- лучения уведомления или информации об отпускных ценах, или информации, предоставлен- ной в рамках контроля за соблюдением порядка ценообразования на регулируемых рынках, ведомство уполномоченного органа направляет Субъекту мотивированное заключение о: 
1) запрете на повышение цены; 
2) снижении действующей или проектируемой цены до уровня цены, обоснованной в соответствии с настоящими Правилами. По результатам экспертизы цены не позднее десяти календарных дней со дня получения уведомления о предстоящем повышении цены, в связи с введением топливного сбора, ведомство уполномоченного органа направляет субъекту мотивированное заключение о: 
1) запрете на повышение цены; 
2) снижении проектируемой цены до уровня цены, обоснованной в соответствии с настоящими Правилами. В случае отсутствия оснований для вынесения мотивированного заключения ведом- ство уполномоченного органа извещает об этом Субъекта в установленные настоящем пункте сроки. Мотивированное заключение направляется Субъекту по почте с уведомлением либо вручается его представителю нарочно под роспись. 
13. Субъект на основании полученного мотивированного заключения устанавливает соответствующую цену на продукцию, товары (работы, услуги) с даты, указанной в уведомлении, направленном в ведомство уполномоченного органа, либо с даты, установленной ведомством уполномоченного органа в случае предоставления Субъектом информации об отпускных ценах либо информации, предоставленной в рамках контроля за соблюдением порядка ценообразования на регулируемых рынках. 
14. Субъект, не превышая предельной цены, вправе самостоятельно снижать и повышать цены на производимые (реализуемые) товары (работы, услуги) с предоставлением в ведомство уполномоченного органа информации, указывающей на причины снижения или повышения, не позднее пяти рабочих дней со дня снижения или повышения цены.



Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!