«О ходе Контрольно-профилактических работ в городе Алматы по участникам ВЭД»

  • 05.03.2016
  • |
  • 0
  • |
  • 1643
  • |
  • 0

Доклад Султангазиева М.Е.
«О ходе Контрольно-профилактических работ в городе Алматы по участникам ВЭД»
«4» марта 2016 года.

 

           Уважаемые участники брифинга!

                            

  I. Основные данные по поступлениям 


Алматы остается донором государственного бюджета, на долю которого приходится 26,3% от общих доходов по республике, а по доходам, входящим в компетенцию поступлений органов государственных доходов - 31%.
Прогноз поступлений в бюджет по итогам истекшего года перевыполнен на 105%. По  сравнению с 2014г. рост составил 109% или на 113,7 млрд.тенге.
При этом с учетом распределенных таможенных платежей и НДС, Департамент государственных доходов перевыполнил взятые обязательства по поступлениям в государственный бюджет не ниже 1,4 трлн. тенге.
В государственный бюджет  поступило 1 535,6 млрд.тенге (таможенные платежи 93,5 млрд.тенге, НДС – 79 млрд.тенге).

 

           II.  Меры администрирования

Помимо всех экономических факторов (например, переход к свободно плавающему курсу тенге) повлиявших  на рост поступлений в бюджет, ДГД по г.Алматы были приняты активные меры по выполнению доведенного плана, выявлению дополнительных резервов поступлений в бюджет путем проведения качественного налогового и таможенного администрирования.
В целом по всем направлениям администрирования обеспечено дополнительных поступлений в бюджет на сумму 119,8 млрд. тенге, что в 2,7 раз превышает показатель предыдущего года.
В  целях пресечения лжепредпринимательства, работа проводилась одновременно по нескольким направлениям. Всего с начала года проведены порядка 12 тыс. налоговых обследований плательщиков НДС,  в результате установлено отсутствие 7 тыс.   налогоплательщиков   по   юридическим  адресам,   из   которых 3,7 тысяч были сняты с учета по НДС.
В результате предпринятых мер в отношении контрагентов лжепредприятий по возмещению ущерба, было обеспечено представление 4 286 дополнительных декларации на общую сумму 7,0 млрд.тенге, из которых фактическая оплата осуществлена на сумму 2,7 млрд.тенге.
Активизирована работа по выявлению и возмещению ущерба в бюджет по возбужденным уголовным делам, так:
- в ЕРДР зарегистрировано  546 уголовных дел,  окончено производством  74  уголовных дел.
- направлено в суд 66 уголовных дел.
- 6 предприятий судом признаны лжепредприятиями (ущерб составил более – 11,1 млрд.тенге),
 - судом признаны 2 сделки недействительными (ущерб составил 196,2 млн. тенге).
По результатам администрирования участников государственных закупок обеспечено представление дополнительных деклараций   на сумму 20,9 млрд. тенге.
Проведено 824 документальных проверок, доначислено 194 млрд.тенге, взыскано 29 млрд.тенге.
За отчетный год обеспечено снижение недоимки с  25,7 млрд.тенге до 17,4 млрд.тенге или на 32%.

 

                       III.  Контрольно-профилактическая работа

Большое внимание уделялось импорту продукции. На рынках города было проведено 1 264 тематических (рейдовых) налоговых проверок, хронометражные обследования в отношении 1 760 налогоплательщиков.
Кроме того, были выявлены 949 нарушений по отсутствию учетной документации и ведению налогового учета, 717 нарушений по применению ККМ с ФП, в результате наложен административный штраф в размере 124,8 млн.тенге.
Были выявлены и иные нарушения, такие как не уплата налога на имущество владельцами контейнеров, неправомерное применение специальных налоговых режимов, продажа алкоголя без соответствующих лицензий и (или) без контрольно-кассовых машин, нарушения Правил ведения учета, нарушения Правил перевозок товаров и т.д.
То есть, такие нарушения законодательства были установлены, в ходе контрольно-профилактических работ мы параллельно разъясняли о недопустимости нарушений.
Так, с целью пресечения нарушений налогового и таможенного законодательств на ранней стадии, органами государственных доходов г.Алматы проводится массовая разъяснительная работа, в том числе выездная, а также с привлечением СМИ и использованием интернет ресурсов и социальных сетей.
Данная работа проводилась, в том числе, среди лиц, торгующих на рынках, торговых домах и магазинах, занятых интернет торговлей. К примеру, только на рынках и торговых домах были розданы порядка 10 тысяч памяток по регистрацию в качестве ИП, по ведению учета.
И многие налогоплательщики вняли к советам и начали вести нормальный вид бизнеса. В результате, около 3,5 тысяч физических лиц встали на учет, также зарегистрировано более 4 тысяч кассовых аппаратов, доходы предпринимателей на рынках и торговых домах по которым проведены хронометражные обследования выросли в 1,5 - 2 раза (т.е. среднедневная выручка на одного предпринимателя выросла с 18,2 тыс.тенге до 42,6 тыс.тенге).
Администрирование импорта продукции ВТО
Все Вы, наверное, знаете, что Казахстан вошел в ВТО с декабря 2015 года. И с недавних пор действует 2 ставки на товары, включенных в Перечень: по ставке ВТО и по ставке ЕТТ.
То есть, к товарам, включенным в Перечень товаров изъятия, ввозимым на территорию Казахстана из третьих стран для внутреннего потребления таможенные пошлины уплачиваются по пониженным ставкам (ВТО), а по товарам, предназначенным для вывоза на территорию государства-члена ЕАЭС, таможенные пошлины уплачиваются по ставкам ЕТТ.
Товары, включенные в Перечень, по которым уплата таможенной пошлины произведена по пониженным ставкам ВТО, запрещены к вывозу в государства-члены ЕАЭС и подлежат обороту только на территории Республики Казахстан.
В настоящее время уделяется большое внимание администрированию товаров, импортированных по ставкам ВТО.

1) так, в соответствии с Протоколом, Казахстан принимает обязательства по ведению учета и контроля товаров, включенных в Перечень и ввезенных на территорию РК  и в последующем вывозимых в государства-члены ЕАЭС.

В целях ведения учета, нами выбрана применение электронных счетов-фактур. То есть, с помощью электронных счетов-фактур прослеживается путь товара в онлайн режиме. Кроме того, по экспортируемым товарам, включенных в Перечень, проводятся подтверждение электронных счетов-фактур в качестве товаросопроводительных накладных. На сегодняшний день подтверждено 14 заявлений, по 25 заявлениям отказано в подтверждении.
В целом, электронные счета-фактуры, электронные накладные на товары  вводятся поэтапно, они позволяют повысить эффективность администрирования, а также - уменьшение бумажного документооборота.

Это позволяет уменьшить время, затрачиваемое на некоторые бизнес процессы. Во-вторых - установить государственный контроль за перемещением товаров. После введения таких изменений, можно будет проследить весь путь товара, от импорта до конечного покупателя.
Уже на сегодняшний день, по г.Алматы количество  лиц, зарегистрировавшихся в информационной системе электронных счетов-фактур, составляет 2 272 (на 21.02.2016г.).
Применение электронных счет-фактур (ЭСФ) вводятся поэтапно:
- для уполномоченных экономических операторов – с 1 января 2016г.;
- для таможенных представителей (брокеров), складов временного хранения, таможенных складов и таможенных перевозчиков – с 1 июля 2016;
- для остальных налогоплательщиков – с 1 января 2017 года.
Это не единственная мера, предпринимаемая для пресечения экспорта товаров в страны ЕАЭС, которые были импортированы по сниженным ставкам.

 

2)  Всего же, импорт товаров изъятия, ввезенных по пониженным ставкам ввозных таможенных пошлин (ВТО) осуществлен 136 участниками ВЭД на общую сумму таможенной стоимости 7,4 млрд.тенге, вес товара  нетто составил 3 101,7 тонн. Из них, по 63 НП, принято решение о назначении хронометражного обследования.
Данные хронометражные обследования проводятся в целях контроля за движением товаров. То есть, прослеживается путь товара, кому он продается, за сколько и в каких объемах продаются. И в дальнейшем, по крупным покупателям также будут проведены хронометражные обследования. На сегодняшний день уже начата 1 хронометражное обследование у крупного покупателя участника ВЭД. Таким образом, обеспечивается дополнительный контроль за перемещением товаров из перечня изъятия.

3) также, с целью пресечения перемещения контрабандного и контрафактного груза, в 2016г. при ДГД по г.Алматы  создана мобильная группа. Основной задачей группы является осуществление контроля за товарами из Перечня изъятий товаров, импортируемых по сниженной ставке. Также, другим приоритетным направлением мобильной группы является контроль за перемещением товаров, которые ввозятся с Кыргызской Республики.
Известны примеры, когда некоторые лица, в связи с ужесточением контроля в границе Казахстана, осуществляли контрабанду китайских товаров через Кыргызскую Республику.
Мобильная группа состоит из числа сотрудников Службы экономических расследований, таможенного и налогового блоков. Члены мобильной группы обеспечены транспортными средствами, оборудованные опознавательными знаками, средствами связи и единым форменным обмундированием.
Всего с начала года мобильной группой выявлено пять случаев правонарушений налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров с КНР в Республику Казахстан. По некоторым материалам проводиться досудебное расследование и поэтому более точные сведения сейчас я сообщить не могу.
Однако, в качестве одного из примеров можно привезти случай перевозки автотранспортом товаров народного потребления из КНР (рюкзаки, жилетки, электронные часы и т.д.) по которому установлен факт не декларирования товаров на общую таможенную стоимость 31,5 млн.тенге, где сумма подлежащих уплате таможенных платежей и налогов составила 10,4 млн.тенге.

В заключении отмечу, что все вышеперечисленное только небольшая часть проделанной работы в целях увеличения собираемости налогов, создания максимально благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками своих обязательств, снижения уровня теневой экономики и лжепредпринимательства.

Особое внимание уделяется своевременному и полному освещению изменений в законодательстве, в том числе по обязательствам, возникшим в связи с вступлением Казахстана в ВТО и участием в Евразийском экономическом союзе.

Для успешной реализации поставленных перед органами государственных доходов задач, требуется поддержка и глубокое понимание со стороны общественности нашего города и мы будем признательны средствам массовой информаций за правильное освещение нашей работы.

 


Спасибо за внимание!

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!