О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1054 «Об утверждении Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020 - 2025 годы»
- 03.04.2020
- |
- 0
- |
- 923
- |
Дата письма 27.03.2020
Дата рассмотрения до: 09.04.2020
О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1054 «Об утверждении Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020 - 2025 годы»
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1054 «Об утверждении Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020 - 2025 годы» следующие изменения и дополнения:
в Государственной программе жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020 - 2025 годы, утвержденной указанным постановлением:
в разделе «1. Паспорт Государственной программы»:
таблицу «Источники и объемы финансирования» изложить в следующей редакции:
«Финансирование Государственной программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Объемы финансирования Государственной программы составляют:
млрд. тенге
|
год |
год |
Год |
год |
год |
год |
Всего |
РБ* |
614,1 |
637,2 |
592,5 |
505,6 |
394,2 |
388,3 |
3 131,9 |
МБ* |
32,6 |
32,6 |
32,2 |
28,9 |
29,1 |
28,9 |
184,3 |
Внебюджетные средства |
704,5 |
322,9 |
280,9 |
200,4 |
200,2 |
202,0 |
1910,9 |
Всего |
1351,2 |
992,7 |
905,6 |
734,9 |
623,5 |
619,2 |
5 227,1 |
*Объем средств будет уточняться по мере утверждения и уточнения республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан
»;
в разделе 4 «Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Государственной программы»:
таблицу «Задача 1. Реализация единой жилищной политике» изложить в следующей редакции:
«Задача 1. Реализация единой жилищной политики
Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями результатов:
*достижение показателей определяется от объемов финансирования на соответствующие финансовые годы
** отношение средней стоимости квартиры площадью 54 кв. метров к среднему годовому денежному доходу семьи из 3 человек за вычетом расходов на потребление (расчет на основании данных КС МНЭ) (значение по РК рассчитано как среднее арифметическое по регионам)
»;
в подразделе 5.1.1 Критерии для участия в программе (лестница доступности жилья):
после части четвертой дополнить частью следующего содержания:
«В рамках настоящей Программы не допускается приобретение участником более 1 (одной) единицы жилья.»;
в пункте 2:
часть вторую изложить в следующей редакции:
«ЖССБК предоставляет предварительные и промежуточные жилищные займы по номинальной ставке вознаграждения не более 2% (двух процентов) годовых сроком до 20 лет при наличии первоначального взноса на счете в ЖССБК:
по предварительным жилищным займам в размере – не менее 10% (десяти процентов) от суммы займа;
по промежуточным жилищным займам – в размере, определенном Законом Республики Казахстан от 7 декабря 2000 года «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан».»;
дополнить частью двенадцатой следующего содержания:
«ЖССБК вправе в период срока действия бюджетного кредита направлять повторно возвратные средства от погашения займов на выдачу займов последующим участникам данного направления.»;
в пункте 3:
части вторую и третью изложить в следующей редакции:
«Для обеспечения выкупа социального кредитного жилья, в том числе реализуемых в рамках пункта 4 настоящего подраздела, и оборачиваемости средств ЖССБК выделяются бюджетные кредиты сроком на 20 лет по ставке вознаграждения 0,15% годовых.
ЖССБК предоставляет предварительные жилищные и промежуточные жилищные займы по номинальной ставке не более 5 % (пяти процентов) годовых со сроком кредитования до 25 (двадцати пяти) лет при наличии первоначального взноса на счете в ЖССБК:
по предварительным жилищным займам в размере не менее 20% (двадцати процентов) от суммы займа;
по промежуточным жилищным займам в размере, определенном Законом Республики Казахстан от 7 декабря 2000 года «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан».»;
часть десятую изложить в следующей редакции:
«В случае отсутствия потенциальных покупателей среди очередников МИО ЖССБК вправе предложить нереализованные квартиры вкладчикам ЖССБК, в том числе являющимся очередниками МИО, с применением балльной системы согласно внутренним документам ЖССБК. В случае отсутствия потенциальных покупателей ЖССБК предлагает нереализованное жилье вкладчикам без применения балльной системы согласно внутренним документам ЖССБК либо МИО вправе распорядиться данным жильем по своему усмотрению с обеспечением погашения обязательств по привленченным займам. При этом, вкладчики ЖССБК, не являющиеся очередниками МИО, подтверждают соответствие следующим требованиям:
1) гражданство Республики Казахстан;
2) наличие дохода от трудовой и (или) предпринимательской деятельности (без учета пенсионных отчислений, индивидуального подоходного налога и иных обязательных отчислений) за последние 6 (шесть) месяцев на каждого члена семьи до 3,1-кратной величины прожиточного минимума включительно, утвержденного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
3) наличие постоянной регистрации по месту жительства в городах Нур-Султан и Алматы, не менее 2 (двух) последних лет на дату подачи заявления для заявителей, претендующих на приобретение жилья в данных городах;
4) отсутствие за последние 5 (пять) лет по территории Республики Казахстан у заявителя и постоянно совместно проживающих с ним членов его семьи (супруг (а), несовершеннолетних детей), а также других членов семьи, включенных в состав семьи и указанных в заявлении, арендного жилья с правом выкупа или жилья на праве собственности (общей совместной собственности, доли в долевой собственности, составляющей общую совместную (долевую) собственность других членов семьи, указанных в настоящем пункте, как единицу жилья), за исключением:
наличия жилья полезной площадью менее 15 (пятнадцати) квадратных метров на каждого члена семьи;
жилых домов саманного и каркасно-камышитового типа в аварийном состоянии, грозящем обвалом (обрушением).»;
часть тринадцатую изложить в следующей редакции:
«Реализация кредитного жилья, строящегося или построенного до введения в действие настоящей Программы, осуществляется на основании заключенных соглашений и ранее действовавших программ.»;
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
«3-1. Кредитование участников пилотного проекта «Шаңырак»
Для кредитования участников пилотного проекта «Шаңырак» АО «НУХ «Байтерек» выделяет ЖССБК 210 млрд. тенге в рамках облигационного займа, полученного от Национального Банка Республики Казахстан.
Участниками пилотного проекта «Шаңырак» могут быть граждане, состоящие на учете нуждающихся в жилище в соответствии с Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее - очередники МИО).
Основные требования к очередникам МИО определяются пунктом 3 настоящего подраздела.
Период реализации пилотного проекта «Шаңырак»: 2020-2022 годы
Условия кредитования:
цель займа – приобретение жилья на первичном рынке (в том числе в объектах жилищного строительства, обеспеченных гарантией дочерней организации АО «НУХ «Байтерек», кредитного жилья МИО);
номинальная ставка вознаграждения 5 % (пять процентов) годовых;
срок кредитования до 20 (двадцати) лет;
наличие первоначального взноса на счете в ЖССБК:
по предварительным жилищным займам в размере не менее 10% (десяти процентов) от суммы займа;
по промежуточным жилищным займам в размере, определенном Законом Республики Казахстан от 7 декабря 2000 года «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан».
залоговое обеспечение – приобретаемое жилье либо иное имущество, соответствующее требованиям ЖССБК;
максимальная сумма займа:
по объектам частных застройщиков не более 18 млн. тенге для городов Нур-Султан, Алматы и их пригородных зон, не более 15 млн. для городов Атырау, Актау, Актобе, Шымкент, Туркестан и Карагандинской области, для остальных регионов не более 12 млн. тенге;
по кредитному жилью МИО определяется предельным размером стоимости 1 кв.м., предусмотренным подразделом 5.1.2. настоящей Программы.
Реализация кредитного жилья МИО очередникам осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящего подраздела.
Подтверждение постановки очередника МИО на учет нуждающихся в жилье и наличия соответствующего статуса ЖССБК вправе определить посредством интеграции с Единой национальной информационной системой учета очередников.
МИО в рамках мер, определенных подразделом 5.1.3 настоящей Программы, вправе согласовать с частными застройщиками на основании соглашений о сотрудничестве реализацию определенного объема первичного жилья очередникам МИО.»;
в подразделе 5.1.2. «Меры по развитию социального жилья»:
часть первую изложить в следующей редакции:
«МИО формируют проекты к финансированию с учетом предельной стоимости строительства (приобретения) и реализации 1 квадратного метра жилья в чистовой отделке (без стоимости инженерных сетей):
1) по проектам арендного жилья без права выкупа, финансируемых из средств республиканского бюджета:
до 180 тыс. тенге − в городах Нур-Султан, Алматы и их пригородных зонах, Шымкент, Актобе, Атырау, Актау, Туркестан и Карагандинской области;
до 140 тыс. тенге − в остальных регионах;
2) по проектам кредитного жилья, финансируемых за счет выпуска облигаций:
до 240 тыс. тенге − в городе Алматы;
до 220 тыс. тенге − в городе Нур-Султан и его пригородной зоне;
до 200 тыс. тенге − в городе Шымкент и пригородной зоне города Алматы;
до 180 тыс. тенге − в городах Актобе, Атырау, Актау, Туркестан и Карагандинской области;
до 160 тыс. тенге − в остальных регионах;
до 120 тыс. тенге − в рамках пилотных проектов строительства индивидуальных домов.»;
дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
«2-1. Реализация социального кредитного жилья по пилотному проекту «Шаңырак»
АО «НУХ «Байтерек» выделяет средства дочерней организации в рамках облигационного займа, полученного от Национального Банка Республики Казахстан, для выкупа облигаций МИО с целью финансирования строительства кредитного жилья по пилотному проекту «Шаңырак».
В рамках предоставленных средств дочерняя организация АО «НУХ «Байтерек» предоставляет облигационные займы МИО согласно внутренним документам на следующих условиях:
цель займа – строительство социального кредитного жилья;
номинальная ставка вознаграждения – 4,25 % (четыре целых двадцать пять сотых процентов) годовых;
срок займа – до 18 (восемнадцати) месяцев;
выплата вознаграждения по займу – 1 (один) раз в полугодие;
выплата основного долга – в конце срока займа, с правом досрочного погашения по инициативе заемщика.
При этом, МИО для покрытия ставки вознаграждения по привлекаемым средствам допускается увеличить стоимость реализации социального кредитного жилья не более 10% от предельной стоимости строительства по согласованию с ЖССБК.
МИО городов Нур-Султана и Алматы вправе рассмотреть возможность реализации проектов кредитного жилья через механизм государственно-частного партнерства в соответствии с Правилами планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства, включающие вопросы планирования проектов государственно-частного партнерства, проведения конкурса и прямых переговоров по определению частного партнера, проведения мониторинга договоров государственно-частного партнерства, проведения мониторинга и оценки реализации проектов государственно-частного партнерства, утвержденными приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №725.
Основными условиями подтверждения доли участия частных застройщиков в реализации проекта через механизм государственно-частного является следующее:
наличие земельного участка на праве собственности или долгосрочной аренды;
наличие проектно-сметной документации с положительным заключением комплексной вневедомственной экспертизы;
согласие частного застройщика на предоставление обеспечения в виде залога земельного участка, незавершенного строительства и проектно-сметной документации;
наличие заключения технического аудита на объект незавершенного строительства, подтверждающее выполненный объем строительно-монтажных работ в объекте до момента подачи заявки по реализации проекта;
денежные средства на строительство определенной части, обеспеченные соответствующими гарантиями либо наличием подтвержденных источников финансирования на срок до завершения строительства объекта (при необходимости).»;
в подразделе 5.1.3 «Меры по стимулированию строительства жилья»:
часть третью пункта 2.1 изложить в следующей редакции:
«Допускается использование поступающих арендных платежей и неиспользованной части бюджетных средств на реализацию проектов жилищного строительства или приобретения жилья в целях последующего предоставления в аренду с выкупом государственным и негосударственным юридическим лицам, с которыми заключены соответствующие соглашения (меморандумы), в соответствии с внутренними документами дочерней организации АО «НУХ «Байтерек. Дополнительно поступающие арендные платежи могут быть использованы для выкупа прав требований по ипотечным займам БВУ, погашения принятых обязательств и/или возврата (замещения) собственных средств дочерней организации АО «НУХ «Байтерек», ранее направленных на реализацию проектов жилищного строительства в целях последующего предоставления в аренду с выкупом в рамках Программы.»;
в подразделе «5.4.4 Реновация жилищного фонда.»
часть шестую изложить в следующей редакции:
«Перечень объектов, подлежащих реновации, определяется МИО с учетом износа строительных конструкций жилого фонда, их соответствия эксплуатационным требованиям, а также мнения собственников жилищ. Собственники индивидуальных жилых домов аварийного (ветхого) состояния вправе обратиться в МИО по включению в программу реновации при соблюдении порядка установленных требованием законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.»;
в разделе «6. Необходимые ресурсы»
таблицу «Источники и объемы финансирования» изложить в следующей редакции:
«Финансирование Государственной программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Объемы финансирования Государственной программы составляют:
млрд. тенге
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Всего |
РБ* |
614,1 |
637,2 |
592,5 |
505,6 |
394,2 |
388,3 |
3 131,9 |
МБ* |
32,6 |
32,6 |
32,2 |
28,9 |
29,1 |
28,9 |
184,3 |
Внебюджетные средства |
704,5 |
322,9 |
280,9 |
200,4 |
200,2 |
202,0 |
1910,9 |
Всего |
1351,2 |
992,7 |
905,6 |
734,9 |
623,5 |
619,2 |
5 227,1 |
*Объем средств будет уточняться по мере утверждения и уточнения республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан »;
в приложении к Государственной программе жилищного-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы:
в таблице «План мероприятий по реализации Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы:
строки
«
»
изложить в следующей редакции:
«
|
Задача 1. Реализация единой жилищной политики |
|||||||||||||
|
Показатели** |
|||||||||||||
|
1. Объем социального жилья, в том числе: |
ед. |
|
|
МИИР, МИО областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию) |
41152 |
26991 |
23916 |
20079 |
20063 |
20235 |
152436 |
|
|
|
арендное жилье без выкупа |
16700 |
16700 |
13700 |
9700 |
9700 |
9700 |
16700 |
|
|
||||
|
1) для работающей молодежи |
3000 |
3000 |
- |
- |
- |
- |
3000 |
|
|
||||
|
2) для малообеспеченных семей |
10000 |
10000 |
10000 |
6000 |
6000 |
6000 |
48000 |
|
|
||||
|
3) для социально-уязвимых слоев населения |
3700 |
3700 |
3700 |
3700 |
3700 |
3700 |
22200 |
|
|
||||
|
кредитное жилье |
24452 |
10291 |
10216 |
10379 |
10363 |
10535 |
76236 |
|
|
||||
|
2. Объем субсидируемых кредитов частных застройщиков |
млрд. |
|
|
МИИР, БВУ, НПП "Атамекен", АО "НУХ "Байтерек" |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
внебюджетные средства |
|
|
3. Количество займов ЖССБК |
ед. займов |
|
|
АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), ЖССБК (по согласованию) |
12916 |
13333 |
13125 |
13125 |
3125 |
3125 |
58 749 |
|
|
|
1) для малообеспеченных семей (2%) |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
- |
- |
40000 |
|
|
||||
|
2) для выкупа кредитного жилья МИО (5%)
|
2916 |
3333 |
3125 |
3125 |
3125 |
3125 |
18 749 |
|
|
||||
|
4. Объем гарантий на завершение строительства жилого дома |
млрд. |
|
|
АО «НУХ «Бай-терек» |
65,8 |
65,8 |
65,8 |
65,8 |
65,8 |
65,8 |
394,8 |
внебюджетные средства |
|
|
5. Коэффициент доступности жилья |
лет |
|
|
МИИР, МНЭ, МТСЗН |
10,8 |
10,6 |
10,4 |
10,1 |
9,8 |
9,5 |
|
|
|
»;
строки
«
2 |
Выпуск МИО облигационных займов на строительство социального кредитного жилья |
отчет о сделке |
ежегодно, 2020 - 2025 годы |
МИИР, МФ, МНЭ, МИО областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию) |
101,2 |
109,6 |
108,6 |
110,4 |
110,2 |
112,0 |
652,0 |
внебюджетные средства |
|
»
изложить в следующей редакции:
«
2 |
Выпуск МИО облигационных займов на строительство социального кредитного жилья |
млрд. |
отчет о сделке |
ежегодно, 2020 - 2025 годы |
МИИР, МФ, МНЭ, МИО областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию) |
281,2 |
109,6 |
108,6 |
110,4 |
110,2 |
112,0 |
832,0 |
внебюджетные средства |
|
».
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан А. Мамин
Комментарии