О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2013 года № 1409 «Об утверждении Стратегии развития акционерного общества «Национальная компания «ҚазАвтоЖол» на 2013 – 2022 годы
- 11.05.2020
- |
- 1
- |
- 1020
- |
Дата письма 05.05.2020
Дата рассмотрения до: 18.05.2020
О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2013 года № 1409 «Об утверждении Стратегии развития акционерного общества «Национальная компания «ҚазАвтоЖол» на 2013 – 2022 годы»
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2013 года № 1409 «Об утверждении Стратегии развития акционерного общества «Национальная компания «ҚазАвтоЖол» на 2013 – 2022 годы следующие изменения и дополнения:
в разделе «Анализ внутренней среды»
в подразделе Антикоррупционная политика часть четвертую дополнить следующей редакцией:
«АО «НК «КазАвтоЖол» продолжает работу в рамках Дорожной карты по комплексу системных мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в сфере автомобильных дорог и жилищно-коммунального хозяйства»;
в разделе «3.Стратегические направления деятельности, цели, ключевые показатели деятельности и ожидаемые результаты (Приложение 1, Приложение 1.1)»:
в подразделе «Стратегическое направление 1 - Финансы»:
в подразделе «Задача 1.Обеспечение рентабельности деятельности»:
в подразделе: «Ожидаемые результаты - 2022 год:» слова и цифры «EBITDA margin - не менее 0,03 %.» исключить;
в подразделе «Стратегическое направление 2 - Клиенты»:
в подразделе «Задача 1. Повышение качества и расширение спектра оказываемых услуг»:
в подразделе: «Ожидаемые результаты - 2022 год:» слово «платных» исключить;
в подразделе «Стратегическое направление 3. Процессы»:
в подразделе «Задача 2. Добиваться развития технологии и инфраструктуры»:
часть пятнадцатую изложить в следующей редакции:
«ИТС предусматривает полный учет интенсивности движения, контроль и скорости передвижения, видеомониторинг движения, автоматизированный весогабаритный контроль, метеоданные и прогноз погоды на дорогах, автоматизацию процессов планирования ремонта и эксплуатации дорог, интеграцию с государственными системами: с системой управления дорожными активами (далее - СУДА), системой специальных автоматизированных измерительных средств (далее - САИС), существующими государственными базами данных, Комитета транспорта, Министерства внутренних дел и др., изменения в части наделения дополнительными полномочиями Национального оператора по управлению автомобильными дорогами.»;
В часть 20 изложить в следующей редакции:
«проведение интеграции с СУДА, САИС;
части двадцать один, двадцать четыре и двадцать пять исключить;
в части двадцать шесть изложить в следующей редакции:
«Необходимость технической модернизации компании обусловлена тем, что АО «НК «ҚазАвтоЖол» является Национальным оператором автомобильных дорог, в обязанности которого входит организация работ на
24 860 километров дорог общего пользования республиканского значения.»;
часть двадцать девятую изложить в следующей редакции:
«Создание подсистемы контроля и управления проектами строительства автодорог. Это позволит сделать процесс осуществления проектов строительства дорог более простым и прозрачным.»;
часть тридцать первую исключить;
часть тридцать четвертую исключить;
подраздел «Задача 3. Обеспечение эффективной реализации задач, стоящих перед единым оператором» дополнить частью следующего содержания:
«В рамках перехода к новой институциональной модели дорожной отрасли предусматривается четкое разделение функций и ответственности между регулятором (заказчиком) в лице уполномоченного органа в сфере автомобильных дорог и АО «НК «ҚазАвтоЖол» (национальным оператором).
Новая модель предусматривает отмену государственной монополии на текущий ремонт и содержание автодорог и полную передачу реализационных функций национальному оператору, который становится самофинансируемой сервисной компанией и в рамках расширенных полномочий осуществляет принятие операционных решений по введению платности и привлечению альтернативных источников финансирования. За уполномоченным органом будут сохранены регулирующие функции и стратегическое планирование путем установления для национального оператора долгосрочных ключевых индикаторов эффективности (KPI) с привязкой к уровню финансирования. Реализация данной модели предполагается через внедрение механизма сетевых инфраструктурных контрактов.
В рамках реализации данного направления уполномоченным органом должна быть разработана методология расчета безубыточного тарифа за проезд по платным дорогам, определения ежегодного объема субсидий из РБ для национального оператора, а также порядка и правил их предоставления с внесением соответствующих изменений в законодательство РК.»;
подраздел «Оказание государственных услуг» изложить в следующей редакции:
«С 2013 года АО «НК «ҚазАвтоЖол» оказывает государственные услуги по реализации бюджетных инвестиционных проектов, выполнению ремонтных работ и содержанию республиканской сети дорог, направленные на обеспечение социально-экономической стабильности государства.
Планирование проектов по развитию транзитной транспортной инфраструктуры должно осуществляться с учетом региональных интеграционных инициатив с участием Республики Казахстан, в том числе инициативы «Один пояс – Один путь».
В рамках решения данной задачи в сфере автодорожной инфраструктуры необходимо продолжить реализацию приоритетных проектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения.
В течение 2020-2025 гг. в рамках Программы будут реализованы инвестиционные проекты по строительству и реконструкции 6,9 тыс. км дорог международного и республиканского значения, в том числе:
реконструкция под I и II технические категории автодороги «Нур-Султан – Аркалык – Иргиз – Шалкар – Кандыгаш» (автодорожный коридор «Центр-Запад»);
реконструкция под II техническую категорию автодороги «Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ (на Барнаул)»;
реконструкция под II техническую категорию автодороги «Жезказган – Аркалык – Петропавловск» с обходом г. Петропавловск;
реконструкция под II техническую категорию автодороги «Жанаозен – граница Туркменистана»;
реконструкция под II техническую категорию автодороги «Бейнеу – Шалкар»;
реконструкция под II техническую категорию автодороги «Караганда – Аягоз – Бугаз»;
реконструкция под II техническую категорию автодороги «Семей – граница РФ (на Барнаул)»;
реконструкция под I и II технические категории автодороги «Уральск – Атырау»;
реконструкция под I техническую категорию автодороги «Актобе – Карабутак»;
реконструкция под II техническую категорию автодороги «Атбасар – Костанай – граница РФ»;
реконструкция под I техническую категорию автодороги «Кентау – Туркестан – Арыстанбаб – Шаульдер – Тортколь» с обходом г. Туркестан;
реконструкция под ІІ техническую категорию автодороги «Кулсары – Мукур» с обходом г. Кульсары;
реконструкция под ІІ техническую категорию автодороги «Усть-Каменогрск – Шемонайха – граница РФ (на Барнаул)», протяженностью 120 км;
реконструкция под І техническую категорию автодороги «граница РУ (на Ташкент) – Шымкент – Тараз – Алматы – Хоргос» через Кокпек, Коктал, Кайнар (с подъездами к границе РК и обходами Тараз, Кулан, перевала Кордай), участок от пункта пропуска Нур жолы до МЦПС «Хоргос»;
реконструкция под І техническую категорию автодороги «проспект Кабанбай батыра», участок от дворца Салтанат Сарайы до международного аэропорта «Нурсултан Назарбаев», протяженностью 17,35 км;
строительство под І техническую категорию автодороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога»;
строительство под І техническую категорию автодороги «Юго-Западный обход г. Шымкент»;
строительство под І техническую категорию автодороги «Обход г. Сарыагаш с подъездом у пункту пропуска Б. Конысбаев».
Кроме того, будут завершены инвестиционные проекты по строительству и реконструкции 4,2 тыс. км автодорог международного и республиканского значения, реализация которых была начата в рамках ГПИР на 2015-2019 гг.
Планируется строительство/реконструкция и модернизация автодорожных пунктов пропуска на казахстанско-российской и казахстанско-кыргызской границах.
По итогам реализации вышеуказанных проектов планируется увеличить процент автомобильных дорог I и II технической категорий в общей протяженности автомобильных дорог республиканского значения к 2022 году до 45%.
В условиях ограниченности бюджета для реализации программы будут привлекаться другие средства, привлекаемые на рынке капитала.
Во-вторых, запланирован капитальный, средний ремонт автомобильных дорог республиканского значения протяженностью 14 тыс. км. При этом доля автомобильных дорог в «хорошем» и «удовлетворительном» техническом состоянии 2022 году составит 91 %. Вместе с тем, для полной ликвидации отставания межремонтных сроков капитального и среднего ремонта необходимо как минимум троекратно увеличить объем ремонтных работ.
В-третьих, поэтапный переход к содержанию автомобильных дорог республиканского значения на показателях эффективности. Поскольку отсутствие должного технического обслуживания автодорог эквивалентно акту изъятия капиталовложений, а также подразумевает безвозмездный отказ от всех инвестиций, вложенных в дороги в прошлом, планируется перейти на качественно новые принципы финансирования данного вида работ.
В настоящее время утверждена рекомендация по бездефектному содержанию пилотных участков автомобильных дорог республиканского значения. Так, в 2020 году в пилотном режиме планируется внедрение бездефектного содержания на участке автодороги «Нур-Султан-Ерейментау-Шидерты» по Акмолинской области, протяженностью 184 км, также на платном участке «Алматы-Капшагай», протяженностью 42 км. В случае эффективности данных проектов в дальнейшем планируется внедрение на новых участках дорог республиканского значения.»;
подраздел «Развитие системы платности автодорог» изложить в следующей редакции:
«В рамках развития автодорожной отрасли рассмотрена возможность организации платного движения с элементами интеллектуальных транспортных систем на участках автомобильных дорог республиканского значения. Создание инфраструктуры для платных автодорог является основой для создания интеллектуальной транспортной системы. Интеллектуальная транспортная система предусматривает учет интенсивности передвижения, в том числе средней скорости, видеомониторинг движения в точках контроля, автоматизированный весогабаритный контроль, метеоданные, интеграцию с государственными системами Комитета административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан и Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
В период с 2013 по 2019 год функционируют 4 платных участка автомобильных дорог, протяженностью 682 км: «Нур-Султан-Щучинск» (211 км), «Нур-Султан - Темиртау» (134 км), «Алматы - Капшагай» (42 км) и «Алматы – Хоргос» (295 км).
С 2020 года запущен в тестовую эксплуатацию участок «Щучинск-Петропавловск», протяженностью 230 км по открытой системе взимания платы. Вносятся необходимые изменение в законы РК для перехода от гибридной к открытой системе взимания платы.
На всех 5 платных участках используется отечественное программное обеспечение системы взимания платы АО «НК «ҚазАвтоЖол».
В целях дальнейшего совершенствования процессов эксплуатации автомобильных дорог будет расширяться география использования элементов ИТС: систем видеонаблюдения, динамического и статического весового контроля (САИС), системы учета интенсивности дорожного движения и системы прогнозирования метеоусловий. Для повышения самоокупаемости платных дорог и доходов от автомобильного транзита внедрено дифференцированные тарифы платы за проезд и стоимости сервисных услуг.
В 2019 году Обществом проведен инвестиционный конкурс по устройству и обслуживанию открытой системы взимания платы на 32 участках дорог общей протяженностью порядка 11 тыс. км. Подписан контракт казахстанско-тайванский консорциумом ТОО «Computer Vision Technologies»,
ТОО «Темиржол Жондеу» и Far Eastern Electronic Toll Collection Co. LTD (Тайвань). Сумма инвестиций 25,4 млрд. тенге. Срок договора 11 лет, включающий в себя устройство и обслуживание инфраструктуры системы взимание платы с интеграцией с системой взимания платы
АО «НК «ҚазАвтоЖол».
Предполагается снижение количество ДТП на платных участках дорог республиканского значения вследствие использования автоматизированной системы контроля скорости за движением транспортных средств.
Таблица 7. Доля платных автомобильных дорог республиканского значения
Ед. изм. |
2018 |
2019 (оценка) |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Доля платных самоокупаемых автомобильных дорог республиканского значения в общей их протяженности* |
% |
1 |
3 |
11 |
19 |
27 |
* - достижение данных показателей зависит от строительства, реконструкции и ремонта автодорог.
Данные по годам и километражу основываются на планах по реконструкции и новому строительству, так как для внедрения платности необходимо привести дорожное полотно в должное состояние.
Финансирование проектов планируется обеспечить в рамках республиканского бюджета и привлечения стратегического инвестора в рамках 58 шага Плана нации − 100 конкретных шагов.
Учитывая разветвленную сеть автомобильных дорог, низкую плотность населения, мировой опыт, а также в целях снижения объема необходимых инвестиций планируется внедрение открытой системы взимания платы, для чего будут внесены необходимые изменения в законодательство.
Будет проведена широкая разъяснительная работа, в том числе через средства массовой информации, по вопросам внедрения системы взимания платы на автомобильных дорогах республиканского значения.»;
подраздел «Развитие придорожного сервисного обслуживания» изложить в следующей редакции:
«С октября 2015 года полномочия АО «НК «ҚазАвтоЖол» дополнены полномочиями по развитию объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования республиканского значения.
Для развития объектов дорожного сервиса и приведения объектов дорожного сервиса в соответствие с требованиями национального стандарта разработан План мероприятий на 2017 - 2020 годы, который включает:
мероприятия по стимулированию развития объектов дорожного сервиса. Предусматривают включение в перечень приоритетных проектов, создание специализированного предприятия по сервисному обслуживанию, разработку типовых модульных конструкций дорожного сервиса бренда «KazWay», франшизы с маркетинговыми исследованиями, создание ассоциации, бюджетное финансирование строительства и содержания площадок, включения в реестр туристических объектов, развитие на пограничных пунктах объектов сервиса и т.д.
региональные мероприятия по работе с объектами дорожного сервиса. Предусматривают поддержку в развитии объектов дорожного сервиса в регионах путем создания региональных рабочих групп при акиматах, содействия развитию существующих объектов сервиса, поддержки малого и среднего бизнеса, соблюдения требований национального стандарта, целевого использования земель на полосе отвода и придорожной полосе вдоль дорог республиканского значения и другие виды поддержки для развития объектов сервиса.
мероприятия по совершенствованию нормативных правовых актов. Предусматривают внесение изменений в классификацию видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонтах автодорог общего пользования, в национальный стандарт, строительные нормативы и правила Республики Казахстан, которые позволят привести объекты сервиса к современным международным требованиям.
Кроме того, между Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК и областные Акиматами в 1 квартале 2020 года подписаны соглашения по развитию придорожного сервиса. Данные соглашения предусматривают ответственность Акиматов по приведению объектов сервиса в соответствие Национальному стандарту 2476-2014 и включают следующие мероприятия:
1. Приведение Акиматами в соответствие Национальному стандарту РК к 2025 до 100% объектов придорожного сервиса.
2. Выделение Акиматами земельных участков за площадками отдыха на дорогах республиканского и международного значения для развития объектов придорожного сервиса.
3. Привлечение Акиматами и Национальным оператором частных инвесторов для развития многофункциональных комплексов придорожного сервиса Категории «А».
Будут разработаны нормативы и стандарты для объектов сервиса по доступу на дороги республиканского значения в обмен на оказание услуг объектов сервиса в соответствии с установленными требованиями.
По состоянию на 1 января 2020года, общее количество объектов придорожного сервиса составляет 1803 ед., из которых 883 ед. (49%) соответствует Национальному стандарту. За период с 2015 года процент соответствующих объектов был увеличен почти в 2,5 раза.
Таблица 8. Обеспеченность автомобильных дорог республиканского значения в объектах придорожного сервиса
Показатели прямых результатов |
Ед. изм. |
2020 |
2021 |
2022 |
Обеспеченность автомобильных дорог республиканского значения объектами придорожного сервиса, соответствующими Национальному стандарту |
% |
58 |
66 |
74 |
Согласно Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» на 2020-2025 годы планируется все объекты придорожного сервиса привести в соответствие требованиям Национального стандарта. Для этого между Министерством и Областными Акиматами заключены Соглашения по приведению всех объектов придорожного сервиса и выделению земельных участков за 656 площадками отдыха. Определены 17 мест для развития многофункциональных комплексов категории «А». Проведена работа с сетевыми автозаправочными станциями, по их данным планируется строительство 93 АЗС до 2022 года, из которых 14 на существующих площадках отдыха и на 21 строящихся площадках отдыха на участках реконструкции автомобильных дорог.
Кроме того, в целях повышения качества услуг дорожной службы, Общество осуществляет модернизацию холодных туалетов и планирует до 2025 года обеспечить 297 санитарно-гигиеническими узлами (СГУ) с применением современных требований и технологий.
Таблица 9. План по устройству санитарно-гигиенических устройств
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
шт. |
12 |
0 |
0 |
40 |
50 |
«ҚазАвтоЖол» ҰК» АҚ демалыс алаңдарында СГУ-дан сервис павильондарын орнату бойынша ШОБ тарту бойынша жұмыс жүргізуде. НПП «Атамекен» ведет работу по включению придорожного сервиса в государственную программу Дорожная карта бизнеса 2025 для возможного субсидирования затрат объектами придорожного сервиса на содержания благоустроенных туалетов.
Для полноценного и эффективного развития и содержания объектов дорожного сервиса необходимо предусмотреть выделение средств от поступлений за пользование платными автомобильными дорогами.»;
Ожидаемые результаты - 2022 год:
внедрение в 2018 году интегрированной системы менеджмента на основе стандартов ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 - 100 %;
среднее время, затрачиваемое на проезд одного транспортного средства через полосу со шлагбаумной моделью взимания платы − не более 40 секунд;
выполнение государственного задания на автомобильных дорогах республиканского значения:
1) по организации работ по строительству, реконструкции − 100 %;
2) по организации работ по капитальному, среднему ремонту, текущему ремонту и содержанию − 100 %;
снижение количество ДТП на платных участках дорог республиканского значения вследствие использования автоматизированной системы контроля скорости за движением транспортных средств, интегрированных с системой уполномоченного органа в сфере дорожной безопасности − 5 %;
процент автотранспорта, осуществляющего проезд по безостановочным полосам движения − 80%;
выполнение обязательств по договорам доверительного управления работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог (в части открытия движения в рамках привлеченных средств МФО) – на 2 052 км;
реконструкция и модернизация автодорожных пунктов пропуска на внутренней границе ЕАЭС − 4 ед;
увеличение протяженности автомобильных дорог республиканского значения, находящихся на бездефектном содержании − 465 км;
доля автомобильных дорог республиканского значения I и II технической категории в общей протяженности автомобильных дорог республиканского значения − 45%;
доля автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии − 91%;
доля платных самоокупаемых автомобильных дорог республиканского значения в общей их протяженности − 27%;
обеспеченность к 2020 году автомобильных дорог республиканского значения объектами придорожного сервиса, соответствующих Национальному стандарту – 74%;
установка санитарно-гигиенических узлов (СГУ) на автомобильных дорогах − 90 ед.
Таблица 10. Система управления рисками
Возможные угрозы |
Описание риска и их последствий |
Разработка мероприятий по предупреждению данного риска и реагированию компании в случае его наступления |
|
2 |
3 |
4 |
|
Риск нарушения информационной безопасности |
Потеря сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну. |
Контроль и мониторинг риска несанкционированного доступа к информационным системам. |
|
Ухудшение внешней конъюнктуры рынка вследствие дефицита доходной части республиканского бюджета, а также снижение доходов компании. |
Риск недостаточного финансирования, в связи с чем возникнут трудности при реализации инвестиционной программы, что негативно отразится на ее прямых показателях отрасли. |
Анализ чувствительности результатов деятельности к изменению макроэкономических показателей и разработка сценариев реагирования на случаи неблагоприятных изменений. |
|
Социальная напряженность населения по причине введения платных автомобильных дорог республиканского значения в условиях мирового кризиса |
Вандализм систем взимания платы, в том числе арок контроля, пунктов взимания платы и т.д. |
Проведение разъяснения среди населения, находящегося вдоль будущей платной автомобильной дороги, (проведение брифингов, акций) причин ввода платности. |
|
Недостаток финансовых средств на обслуживание и содержание платных автомобильных дорог в условиях снижения интенсивности автомобильного транспорта |
Неэффективное внедрение платности на таких участках. |
Тщательный анализ интенсивности автомобильного транспорта на таких участках до введения на них платности. |
|
Риск снижения интенсивности на платных участках автодорог |
Рост конкуренции со стороны альтернативных видов транспорта. Снижение доходов и производительности труда. |
Мониторинг и анализ интенсивности проезда по платным участкам автомобильных дорог Казахстана. |
|
Риск недостаточного строительства объектов дорожного сервиса |
Недостаточность объектов сервиса на дорогах. |
Проведение конференций, круглых столов. |
»;
в подразделе: «Стратегическое направление 4. Потенциал и развитие»:
в подразделе «Задача 3. Внедрение системы непрерывных улучшений (инноваций)»:
в части первой слова: «надежности электроснабжения и» исключить;
приложения 1.1 и 1.2 изложить в редакции согласно приложениям 1 и 2 соответственно к настоящему постановлению;
приложение 2 изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан А. Мамин
Комментарии