О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта
- 17.09.2018
- |
- 0
- |
- 1189
- |
Дата письма 10.09.2018
Дата рассмотрения до: 21.09.2018
Концепция
проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта»
1 Название проекта закона
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта».
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта» (далее – проект Закона) обусловлена необходимостью реализации Концептуального плана законотворческой работы на 2016 – 2021 годы (шестой созыв Парламента Республики Казахстан), утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 6 сентября 2016 года № 314, Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлыжол» на 2015-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957, Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», пункта 30 Плана мероприятий по реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира на 2014-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2014 года № 752.
В этой связи, проект Закона направлен на внедрение новой модели функционирования железнодорожного транспорта ориентированный на углубление его интеграции в мировую транспортную систему, создание нормативных условий для качественного нового уровня развития перевозок и дальнейшего совершенствования норм права, определяющие правовое регулирование обеспечения безопасности в сфере железнодорожного транспорта.
Наряду с этим, проект Закона является сопутствующим к проекту Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».
І. Сопутствующие изменения и дополнения в некоторые законодательные акты в рамках принятия Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».
1. Главой 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) регламентированы взаимоотношения участников перевозочного процесса при перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа.
В частности, статьями 696 и 702 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусмотрены нормы по подаче транспортных средств и погрузки (разгрузка) груза.
В связи с тем, что проекте Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусматривается расширение круга лиц обеспечивающих вагонами (транспортными средствами) грузоотправителей (грузополучателей), предлагается внести соответствующие изменения в нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан.
2. В Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за провоз безбилетных пассажиров лишь работников поездных бригад (проводников). В проекте Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусматривается введение ответственности за безбилетный проезд лиц в пассажирских поездах. В этой связи, Концепцией в проекте Закона предлагается предусмотреть соответствующие нормы в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
3. В проекте Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предлагается регламентировать порядок выхода на перрон и внести нормы, предусматривающие выход из здания вокзала на перрон, пассажиров имеющих при себе проездной документ (билет) с учетом установления административной ответственности за нарушение данной нормы. При этом, в целях поэтапного внедрения данной нормы с учетом подготовки соответствующей инфраструктуры вокзалов и обеспечения обслуживания пассажиров с багажом, целесообразно расширить компетенцию уполномоченного органа по утверждению перечня вокзалов, где вводятся данные ограничения.
В связи с этим, необходимо предусмотреть в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» административную ответственность лиц, нарушающие порядок выхода на перрон и пассажирские платформы железнодорожных вокзалов.
4. В настоящее время в законодательных актах не раскрыта ответственность за ненадлежащее содержание железнодорожных вокзалов.
В связи с этим, в проекте Закона Республики Казахстан
«О железнодорожном транспорте» предусматривается введение ответственности за надлежащее содержание железнодорожных вокзалов.
В этой связи, в связи с тем, что железнодорожный вокзал является местом массового скопления людей, предлагается внести дополнения в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», в части введения ответственности собственников железнодорожных вокзалов
(АО «НК «Қазақстан темір жолы») за ненадлежащее содержание железнодорожных вокзалов.
5. При организации и осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, систематически нарушаются безопасность и сохранность перевозимых грузов.
Имеются факты нарушения Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 545, которые влекут не доверие к железнодорожному перевозчику грузов, а в дальнейшем и отток клиентов.
Причиной нарушений безопасности и сохранности грузов является несоблюдение участниками перевозочного процесса элементарных требований устанавливающих ряд мер направленных на обеспечение максимальной безопасности и сохранности перевозимых грузов железнодорожным транспортом. Установленный в законодательных актах штраф в размере
5 месячных расчетных показателей является не соизмеримой с ущербом нанесенном собственникам грузов и вагонов.
Подобное отношение вызвано недостаточно высоким уровнем административных штрафов за правонарушения на железнодорожном транспорте.
В целях повышения уровня ответственности нарушителей и во избежание последствий, вызываемых нарушением требований безопасности и сохранности грузов, в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предлагается увеличить размер штрафов за повреждения вагонов и груза, также необходимо увеличение размеров штрафных санкций за административные правонарушения на железнодорожном транспорте, связанные с обеспечением сохранности грузов.
6. Одной из системных проблем в сфере железнодорожных пассажирских перевозок, участившихся за последние годы, является незаконная предпринимательская деятельность посторонних лиц на железнодорожных вокзалах, занимающихся скупкой и перепродажей проездных документов (билетов) по завышенной стоимости, а также проезд пассажиров в поездах без проездных документов (билетов).
При этом, на сегодняшний день нормативная правовая база, в частности Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» требует внесения соответствующих изменений, поскольку в нем не предусмотрена ответственность физических лиц, занимающихся скупкой и перепродажей проездных документов (билетов), осуществляющих проезд в поездах без проездных документов (билетов).
В настоящее время физические лица, занимающиеся незаконной скупкой и перепродажей билетов на железнодорожных вокзалах, привлекаются к административной ответственности по статье 449 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» – «Приставание в общественных местах», влекущей штраф в размере пяти месячных расчетных показателей (за повторное нарушение в течение года – десяти месячных расчетных показателей либо арест до 5 суток).
В целях эффективного воздействия, пресечения сокрытия и перепродажи проездных документов (билетов) предлагается ввести новую норму в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» по привлечению к административной ответственности лиц, не уполномоченных перевозчиком, за незаконную перепродажу проездных документов (билетов) путем наложения штрафа в размере ста месячных расчетных показателей (за повторное нарушение – ста пятидесяти месячных расчетных показателей).
7. Статьей 53 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан предусматривается, что расходы республиканского бюджета осуществляются на организацию пассажирских перевозок по социально значимым межобластным сообщениям.
Учитывая, что проектом Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусматривается регламентировать социальную значимость международных перевозок с учетом расширения компетенции уполномоченного органа по их определению и субсидированию в пределах границы Республики Казахстан, в Бюджетном кодексе необходимо предусмотреть соответствующие изменения.
Так, предлагается определить, что расходы республиканского бюджета осуществляются на организацию пассажирских перевозок по социально значимым межобластным сообщениям, по международным сообщениям и субсидируются в пределах границы Республики Казахстан.
8. Концепцией проекта Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусматривается решение вопросов развития мультимодальных перевозок с использованием отечественных судов, а также дальнейшее развитие транспортных предприятий, рост и развитие транспортного потенциала страны на мировом рынке перевозок.
В вязи с чем, сопутствующей Концепцией предполагается внести соответствующие изменения в Закон «О транспорте в Республике Казахстан» и Закон «О торговом мореплавании».
К примеру, положения Закона Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан», и Правил смешанных перевозок содержат ряд правовых пробелов, которые затрудняют их использование на практике:
1) не определены правовые условия и порядок взаимодействия транспортных организаций в транспортных узлах;
2) не решены вопросы тарифообразования при перевозках в прямом смешанном сообщении.
3) не определен статус оператора смешанных перевозок (Закон о транспорте в Республике Казахстан), принимающего на себя организацию перевозки и ответственность за сохранность груза на всем протяжении его транспортировки.
Имеющиеся в законодательных актах различных отраслей нормы, посвященные вопросам перевозок транзитных грузов, не носят системного характера и регулируют отдельные элементы таких перевозок.
Более того, указанные правовые пробелы способствуют потери дохода в бюджет страны от перевозок транзитных грузов и как следствие развитие недобросовестной конкуренции на мировом рынке.
Таким образом, также, планируется внести в изменения в части определения понятия транзитная перевозка, уточнить понятие смешанная перевозка по одному перевозочному документу и придать статус оператору смешанной перевозки.
9. В проект Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предлагается включить норму, регулирующую особенности режима работы работников, относящихся к персоналу, непосредственно связанному с движением и обслуживанием пассажирских и пригородных поездов.
В связи с этим следует Трудовой Кодекс Республики Казахстан дополнить отдельной нормой, регламентирующей режим работников относящихся к персоналу, непосредственно связанному с движением и обслуживанием пассажирских и пригородных поездов с учетом их специфики.
10. В связи с внесением в проект Закона Республики Казахстан
«О железнодорожном транспорте» норм позволяющих не включать сумму выданной форменной одежды к доходу работника, считаем необходимым внести изменение в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в части не включения работодателем выданной форменной одежды в доход работника.
11. С учетом предлагаемого дополнения в проект Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте», необходимо в Экологическом кодексе Республики Казахстан отразить норму позволяющую сократить уполномоченным органом периодичность проверок в области охраны окружающей среды в отношении Национальной железнодорожной компании внедрившей международные стандарты систем управления охраной окружающей среды (экологический менеджмент) и имеющая соответствующие сертификаты международного образца.
12. Проект Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» вводится норма, допускающая возможность работать в непосредственной близости (подчиненности) людям проживающим в малонаселенных пунктах, поселковых станциях, обгонных пунктах и разъездах, а также связанных родственными отношениями.
С учетом указанного дополнения необходимо внести соответствующее изменение в Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции».
13. В целях гармонизации с проектом Закона Республики Казахстан
«О железнодорожном транспорте» предлагается в статье 64 Трудового кодекса за совершение работником дисциплинарного проступка между строгим выговором и расторжением договора (увольнением) предусмотреть меру, как объявление неполного служебного соответствия.
Кроме того, в рамках разрабатываемого проекта закона с целью повышения эффективности нормотворческой деятельности в сфере железнодорожного транспорта предполагаются исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных нормативных правовых актов, а также уточняющие поправки.
3. Цели принятия проекта закона
Законопроект направлен на реализацию Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» и совершенствование норм действующего законодательства в сфере транспорта.
4. Предмет регулирования проекта закона
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, связанные с перевозочной и трудовой деятельностью в сфере транспорта.
5. Структура и содержание проекта закона.
Проект закона состоит из двух статей:
Первая статья законопроекта предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от
1 июля 1999 года № 409.
2. Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года
«Об административных правонарушениях»;
3. Закон Республики Казахстан от 21 сентябpя 1994 года N 156 «О транспорте в Республике Казахстан»;
4. Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года № 284 «О торговом мореплавании»;
5. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК;
6. О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК;
7. Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года
№ 212;
8. Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК «О противодействии коррупции».
Вторая статья регулирует порядок введения в действие законопроекта.
6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере
Отсутствуют
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.
Положительные правовые последствия:
повышение ответственности участвующих в перевозочном процессе лиц за безопасность в сфере железнодорожного транспорта;
разграничение ответственности участников перевозочного процесса по обеспечению вагонами;
обеспечение безопасности и бесперебойности деятельности железнодорожного транспорта.
Положительные социально-экономические последствия:
удовлетворение потребностей населения в процессе перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений;
улучшение условий труда работников в сфере транспорта.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона
С принятием законопроекта не предполагается внесение изменений и дополнений в другие законодательные акты.
9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами
Предмет законопроекта регламентируется налоговым кодексом и кодексом об административных правонарушениях, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующие вопросы в сфере транспорта.
10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта
По вопросу административного правонарушения за безбилетный проезд пассажира:
Зарубежный опыт многих стран, в которых нормативная правовая база применяет самые суровые административные и трудовые санкции к нарушителям, указанные проблемы в них практически отсутствуют и понятия «безбилетный проезд», «перепродажа» не используются. К примеру, за безбилетный проезд в странах Евросоюза с пассажира взыскивается штраф в размере до 1 тыс. евро, что эквивалентно в среднем десятикратной стоимости проезда. Что касается непосредственно работников железнодорожного транспорта, допускающих провоз в пассажирских поездах безбилетных лиц, то в ряде стран в отношении них применяется самая жесткая и безальтернативная мера дисциплинарного взыскания – увольнение, без привлечения к административной ответственности.
11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона
Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат.
Комментарии