О массовом снятии налогоплательщиков с регистрационного учета по НДС
- 09.11.2016
- |
- 1
- |
- 8037
- |
Министру финансов
Республики Казахстан
Султанову Б.Т.
Депутатский запрос от 16 июня 2016 года № ДЗ-67
«О массовом снятии налогоплательщиков с регистрационного учета по НДС»
Уважаемый Бахыт Турлыханович!
В апреле текущего года органами государственных доходов в массовом порядке было проведено снятие налогоплательщиков с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании ст. 571 НК РК. Только по г. Актау их число составило более 900 налогоплательщиков.
Согласно пп.6 п.4 вышеуказанной статьи снятие с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа производится без уведомления налогоплательщика в случае не отражения плательщиком в декларации по НДС сведений об оборотах по реализации и приобретению товаров, работ, услуг в течение двух непрерывно следующих налоговых периодов.
Решение о снятии с регистрационного учета по НДС в случае, указанном в пп.6 пункта 4 выносится налоговым органом не позднее последнего дня месяца, следующего за месяцем, в котором представлена декларация по НДС.
Данное изменение вступило в силу с 01.07.2015 года. Однако при снятии с учета с НДС в апреле текущего года в категорию налогоплательщиков, не отразивших сведения об оборотах в декларациях НДС за 3 и 4 кварталы 2015 года, были включены и налогоплательщики, которые отразили обороты в декларациях НДС за 3-4 кварталы 2015 года с показателем «0» из-за их фактического отсутствия.
Экономический кризис привел к сокращению, а не редко к краткосрочному отсутствию оборотов у многих действующих налогоплательщиков. И в этом нет их вины. Понятно, что подобная ситуация не может являться основанием для снятия с учета НДС по решению налогового органа.
Налогоплательщикам, снятым с учета НДС по решению налогового органа аннулируются электронные цифровые ключи в соответствие с п.5 статьи 573 Налогового Кодекса. Кроме того, поскольку данные налогоплательщики были сняты в принудительном порядке (т.е. не добровольно), они смогут встать вновь на регистрационный учет по НДС только по истечению двух лет со дня принятия соответствующего решения.
Между тем многие среди этих налогоплательщиков имеют лицензии и систематически участвуют в различных тендерах. Таким образом, сложившаяся административная практика становится реальным препятствием для осуществления добросовестной предпринимательской деятельности.
Считаем, что при снятии с учета по НДС налогоплательщики должны рассматриваться персонально с целью отделения лиц, которые не имели обороты по реализации и приобретению товаров, работ, услуг от тех, кто выписывал счета фактуры, не отражая в декларациях по НДС. Фактическое отсутствие или наличие оборотов легко проверяется сотрудниками налоговых органов нажатием одной кнопки компьютера и запуском программы по камеральному контролю.
Уважаемый Бахыт Турлыханович,
просим Вас разобраться в сложившейся ситуации и оказать содействие в защите законных прав добросовестных налогоплательщиков.
С уважением, Депутаты фракции «Ак Жол»
А. Перуашев
Е. Никитинская
К. Абсатиров
Е. Барлыбаев
Б. Дюсембинов
Д. Еспаева
М. Казбекова
Письмо Министра финансов РК от 1 июля 2016 года № КГД-06-2-17858//ДЗ-67-9720
Депутатам фракции «Ак Жол» Мажилиса Парламента Республики Казахстан А. Перуашеву, Е. Никитинской, К. Абсатирову, Е. Барлыбаеву, Б. Дюсембинову, Д. Еспаевой, М. Казбековой
Уважаемые депутаты!
Министерство финансов Республики Казахстан, рассмотрев обращение от 16 июня 2016 года №ДЗ-67 (вх. от 16 июня 2016 года №17858//ДЗ-67), касательно снятия налогоплательщиков с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость (далее-НДС) по решению налогового органа в случае не отражения в декларации по НДС сведений об оборотах по реализации и приобретению товаров, работ, услуг в течение двух непрерывно следующих налоговых периодов, сообщает следующее. Пунктом 4 статьи 571 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»определены условия снятия плательщиков НДС с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа по установленной форме без уведомления налогоплательщика. Одним из оснований снятия плательщиков НДС с регистрационного учета по НДС является не отражение в декларации по НДС сведений об оборотах по реализации и приобретению товаров, работ, услуг в течение двух непрерывно следующих налоговых периодов (подпункт 6) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса). Следует отметить, что выше указанное основание снятия с регистрационного учета по НДС включено в пункт 4 статьи 571 Налогового кодекса Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» № 257-V и вступило в действиес1 июля 2015 года. В свою очередь, принимая во внимание требование пунктов 1, 3 статьи 43 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» № 480-V (далее-Закон о правовых актах) в целях соблюдения положения по обратной силе нормативного правового акта, определение плательщиков НДС, соответствующих условиям подпункта 6) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса, производилось на основании анализа сведений об оборотах по реализации и приобретению товаров, работ, услуг, указанных в декларациях по НДС за 3 и 4 кварталы 2015 года. Обращаем внимание, что рассматриваемая причина снятия с регистрационного учета по НДС введена в целях усиления требований, предъявляемых к плательщикам НДС в целях пресечения деятельности лиц, создаваемых с целью лжепредпринимательства, а также защиты добросовестных налогоплательщиков. Наряду с изложенным, доводим до вашего сведения, что согласно пункту 1 статьи 11 Закона о правовых актах все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие. Для применения нормативных правовых актов, введенных в действие, не требуется каких-либо дополнительных указаний. Так пункт 4 статьи 571 Налогового кодекса четко определяет случаи снятия с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа по форме, установленной уполномоченным органом, которые распространяются на всех налогоплательщиков, соответствующих предусмотренным условиям. Какие-либо ограничения по применению положений пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса действующими нормами не предусмотрены. Ввиду чего, снятие с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа распространяется на всех налогоплательщиков, соответствующих условиям, определенным пунктом 4 статьи 571 Налогового кодекса, вне зависимости от статуса налогоплательщика, режима налогообложения, вида деятельности, вида постановки на регистрационный учет по НДС и т.п. Дополнительно обращаем внимание, что отсутствие сведений об оборотах по реализации и приобретению товаров, работ, услуг в декларациях по НДС за 3 и 4 кварталы 2015 года свидетельствует о приостановлении плательщиком НДС деятельности, в результате которой такому плательщику НДС следовало в порядке, установленном статьей 73 Налогового кодекса, предоставить в орган государственных доходов налоговое заявление о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности на предстоящий период. К вышеизложенному отмечаем, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 14Налогового кодекса своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обязательство в соответствии с Налоговым кодексом является обязанностью налогоплательщика. Предоставление заведомо ложной декларации по НДС с нулевыми показателями без отражения сведений об оборотах по реализации и приобретению товаров, работ, услуг при фактическом осуществлении предпринимательской деятельности в соответствующем отчетном периоде рассматривается как один из признаков сокрытия объектов налогообложения, а также как одна из схем уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. К вышеизложенному хотелось бы отметить, что процесс утверждения норм налогового законодательства предусматривает участие всех заинтересованных сторон, включая общественные объединения предпринимателей, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, а также неправительственных организаций. Исходя из данного обстоятельства, а также оснований, приведенных в настоящем письме, полагаем, что подпункт 6) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса не содержит противоправных норм в отношении добросовестных налогоплательщиков, в полном объеме соблюдающих нормы законодательства Республики Казахстан. В дополнение сообщаем, что в рамках требований подпункта 6) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса органами государственных доходов снятие с регистрационного учета по НДС в марте 2016 года произведено в отношении 14 105 плательщиков НДС, представивших за 3 и 4 квартал 2015 года декларацию по НДС без отражения сведений об оборотах по реализации и приобретению товаров, работ, услуг. Обращаем внимание, что более 80% из вышеуказанного количества налогоплательщиков, снятых с регистрационного учета по НДС, уплату НДС в течение 2 полугодия 2015 года не производили. Более того, теми же налогоплательщиками не производилась уплата и индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, что в целом свидетельствует о приостановлении деятельности такими налогоплательщиками во 2-ом полугодии 2015 года. В свою очередь, в целях исключения фактов снятия с регистрационного учета плательщиков НДС, представивших декларации по НДС некорректно, то есть по причине ошибок ответственных лиц по расчетам с бюджетом, готовы рассмотреть вопрос внесения изменений в подпункт 6) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса путем снятия плательщиков НДС с регистрационного учета по НДС по результатам мероприятий системы оценки рисков.
Министр финансов Республики Казахстан Б.Султанов
Оглашен 15 июня 2016 г |
Комментарии