Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан"О некоторых вопросах рассмотрения инвестиционных споров"
- 18.05.2018
- |
- 12
- |
- 8378
- |
Дата рассмотрения до: 24.05.2018
Проект
НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ №
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
« » _____ 2018 года город Астана
«О некоторых вопросах рассмотрения инвестиционных споров»
В целях правильного и единообразного применения в судебной практике некоторых норм законодательства при рассмотрении и разрешении судами инвестиционных споров, пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановляет:
1. Законодательство по вопросам, регулирующим порядок рассмотрения инвестиционных споров, основывается на Конституции Республики Казахстан (далее – Конституции), нормах международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, и состоит из Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – ПК), Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК) и других нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Задачами инвестиционного судопроизводства является обеспечение эффективной защиты прав и интересов инвесторов, строгое и неукоснительное соблюдение норм материального и процессуального права при рассмотрении каждого гражданского дела в целях вынесения законного и обоснованного судебного акта.
Обратить внимание судов, что закрепленное статьей 13 Конституции право каждого на судебную защиту своих прав распространяется и на инвесторов, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан.
2. Разъяснить, что термин «инвестиционный спор» в рамках национального законодательства применяется для целей разграничения подсудности дел между судами и не может быть расценен как признание Республикой Казахстан конкретного спора, удовлетворяющего критериям понятий «инвестор» и «инвестиции» согласно нормам международного права.
Согласно статье 274 ПК «инвестор» - это физическое и юридическое лицо, осуществляющее инвестиции в Республике Казахстан, в том числе посредством участия в уставном капитале коммерческих организаций либо созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.
В силу положений части четвертой статьи 27 ГПК субъектом инвестиционного судопроизводства признается:
- иностранное юридическое лицо (его филиал, представительство), осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан.
В частности, к таковым относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, но осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан через специально созданный казахстанский филиал или представительство;
- юридическое лицо, созданное с иностранным участием в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, пятьдесят и более процентов голосующих акции (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат иностранному инвестору.
К ним могут быть отнесены товарищества, участниками которых с долей участия 50 и более процентов в уставном капитале являются иностранные физические и (или) юридические лица либо акционерные общества, крупными держателями акций которого являются иностранные физические и (или) юридические лица.
- физическое либо юридическое лицо при наличии заключенного контракта с государством в лице его государственных органов и должностных лиц на осуществление инвестиции.
К таковым могут быть отнесены как национальные, так и иностранные физические и юридические лица, заключившие инвестиционный контракт с государственным органом.
3. В случае возникновения спора о признании имущества в качестве инвестиций суды должны исходить из обстоятельств конкретного дела и представленных сторонами доказательств.
Понятие «инвестиции» заложено в части первой статьи 274 ПК и подразумевает все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставной капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственного-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.
Критерием отнесения имущества к инвестициям является совокупность следующих условий:
реальный вклад или иное участие инвестора в экономику Республики Казахстан;
определенная продолжительность инвестиционного проекта;
наличие предпринимательского риска для инвестора.
4. Для определения статуса инвестора судам в каждом конкретном случае необходимо выяснять за счет каких средств осуществляются инвестиции - государственных, заемных либо частных.
Согласно части второй статьи 273 ПК отношения, связанные с осуществлением инвестиции из средств государственного бюджета, вложением капитала в некоммерческие организации, в том числе для образовательных, благотворительных, научных или религиозных целей, данным Кодексом не регулируются.
Финансирование инвестиционной деятельности за счет негосударственного займа, предоставленного под государственную гарантию, не является осуществлением инвестиции из средств государственного бюджета.
В этой связи, в случае реализации субъектом квазигосударственного сектора инвестиционного проекта за счет негосударственных заемных средств под государственную гарантию, последний подлежит признанию инвестором.
5. Под понятием «государственный орган» применительно к инвестиционному судопроизводству следует понимать государственные учреждения (центральные либо местные исполнительные органы), осуществляющие на основании Конституции, законов, иных нормативных правовых актов от имени государства функции по:
1) заключению инвестиционных договоров с инвесторами;
2) изданию актов, определяющих общеобязательные правила поведения, в том числе для инвесторов;
3) контролю за соблюдением инвесторами установленных государством общеобязательных правил поведения и обязательств, предусмотренных инвестиционными договорами.
Должностные лица - это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие государственные функции (функции представителя власти) либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
Судам следует обратить внимание, что споры между инвесторами и должностными лицами также могут относиться к инвестиционным, поскольку должностное лицо выполняет свои функции и полномочия от имени государственного органа, процедура обжалования действий и решений которых идентична.
6. Согласно Вашингтонской конвенции по урегулированию инвестиционных споров от 18 марта 1965 года, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 09 июля 2004 года, «инвестиционный спор» это спор иностранного инвестора с государством в лице его уполномоченных органов по всем вопросам, связанным с инвестициями.
Исходя из буквального толкования статей 27 и 28 ГПК и части 1 статьи 296 ПК, судам следует разграничивать следующие категории гражданских дел с участием инвесторов:
- инвестиционные споры;
- иные споры, связанные с инвестиционной деятельностью;
- споры, не связанные с инвестиционной деятельностью;
- споры с участием инвестора, подлежащие рассмотрению в упрощенном порядке.
7. В силу части 1 статьи 296 ПК инвестиционные споры – это споры, вытекающие из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора.
Особенность таких дел состоит в том, что спор должен быть связан с исполнением взаимных обязательств по инвестиционному договору между инвестором и государственным органом. Например, когда государством предоставляются инвестору преференции адресного характера.
Такой договор может иметь различное наименование (инвестиционный контракт, концессионный договор, договор государственно-частного партнерства и т.д.) либо быть без наименования, но должен содержать обязательные условия: предмет договора (объект инвестирования), размеры вкладов (инвестиции), срок его действия, а также все иные существенные условия применительно к виду договора (подряда, строительства, на недропользование и т.д.). В тексте нормативного постановления именуются под общим понятием «инвестиционный договор».
К инвестиционным могут быть отнесены споры:
-о понуждении к заключению, изменению либо продлению инвестиционного договора;
-об оспаривании досрочного расторжения либо прекращения действия инвестиционного договора;
-о признании недействительным инвестиционного договора;
-связанные с исполнением инвестором налоговых, таможенных, социальных, экологических и иных обязательств, вытекающих из инвестиционного договора, а также об оспаривании инвестором начисленных в рамках договора сумм;
-об обжаловании решений, действий (бездействия) государственного органа, являющегося стороной инвестиционного договора, при проведении проверок соблюдения условий такого договора;
-о понуждении возвратить контрактную территорию после окончания действия инвестиционного договора;
-о понуждении возвратить имущество, предоставленное инвестору в качестве государственного натурного гранта либо взыскании государственным органом его стоимости при досрочном прекращении действия инвестиционного договора;
-иные споры, как по искам инвесторов, так и по искам государственных органов, связанные с исполнением взаимных обязательств по инвестиционному договору.
8. К подсудности Верховного Суда Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 2) статьи 28 ГПК отнесено рассмотрение по правилам суда первой инстанции инвестиционных споров, стороной в которых является крупный инвестор.
Под крупным инвестором в силу части 4 статьи 274 ПК понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиции в Республике Казахстан в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя.
При определении статуса крупного инвестора судам следует исходить из общей суммы инвестиций, определенных при заключении инвестиционного договора, а не фактически вложенных на момент предъявления искового заявления.
Размер месячного расчетного показателя определяется в соответствии с Законом «О республиканском бюджете», действующим на дату подачи иска.
Сумма инвестиций, как правило, указывается в инвестиционном договоре, либо в иных прилагаемых к иску документах: в рабочей программе к контракту, в отчетах о выполнении лицензионных\контрактных условий (ЛКУ), сводных бухгалтерских балансах, аудиторских отчетах (заключениях) и других.
9. К подсудности суда города Астаны согласно части 4 статьи 27 ГПК отнесены:
1) инвестиционные споры, стороной в которых является инвестор с суммой инвестиции менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя;
2) иные споры между инвесторами (вне зависимости от его статуса) и государственными органами, связанные с инвестиционной деятельностью инвестора. Наличие инвестиционного договора с государственным органом для таких дел не требуется.
К иным относятся споры, связанные:
- с действиями (бездействием) государственных органов, нарушающими права и интересы инвесторов, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
- с действиями (бездействием) инвесторов, нарушающими законодательство Республики Казахстан в сфере инвестиций.
Например, это споры:
- о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, нарушающих права инвестора в различных сферах деятельности: в области промышленной безопасности, в таможенной сфере, в области естественной монополии и защите конкуренции, в сфере экологии, сельского хозяйства, в области защиты прав интеллектуальной собственности, лицензирования, по вопросам привлечения иностранной рабочей силы и т.д.;
- связанные с исполнением инвестором либо оспаривании им налоговых, таможенных, социальных, экологических и иных обязательств, установленных законодательством Республики Казахстан;
-о признании незаконными решений, действий государственного органа по отказу в предоставлении государственного натурного гранта, возложении обязанности предоставить натурный грант;
-о принудительном изъятии имущества инвестора (национализация, реквизиция) для государственных нужд и возмещении убытков;
-о возмещении инвестору вреда в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Казахстан.
10. К подсудности районных (городских) и приравненных к ним судов в соответствии с частью пятой статьи 27 ГПК относятся:
1) споры с участием инвестора, не связанные с инвестиционной деятельностью – это споры между инвестором с физическими и (или) юридическими лицами, не влияющие на его инвестиционную деятельность.
К таковым могут быть отнесены:
-трудовые споры между инвестором и его работниками, например, иски о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы, оспаривании приказов о наложении дисциплинарных взыскании, об обжаловании актов о несчастном случае на производстве и связанные с ними иные требования;
-корпоративные споры с участием инвестора, предусмотренные частью первой статьи 27 ГПК;
-споры, вытекающие из обязательств по возмещению материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
-жилищные споры с участием инвестора, например, иски о выселении и вселении.
2) в соответствии с подпунктом 6) статьи 145 ГПК споры об исполнении соглашений, связанные с инвестиционной деятельностью, заключенных в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором, подлежащие рассмотрению в упрощенном порядке.
В силу требований подпункта 5) статьи 67 Закона «О реабилитации и банкротстве» суд в реабилитационной процедуре принимает к своему производству дела по спорам имущественного характера, по которым должник выступает в качестве ответчика.
Обратить внимание судов, что если иск носит имущественный характер и заявлен к инвестору, в отношении которого введена реабилитационная процедура, то такие споры подлежат рассмотрению районным (городским) и приравненным к ним судом, применившим реабилитационную процедуру.
11. Согласно положению подпунктов 4) и 5) части второй статьи 148 ГПК в исковом заявлении истцы обязаны указать не только требования, но и подробно излагать существо нарушения или угрозу нарушения прав и законных интересов со ссылкой на конкретные условия инвестиционного договора и (или) законодательства, содержание доказательств, подтверждающих его статус и подсудность дела.
При решении вопроса о принятии искового заявления в производство, необходимо учитывать, что законом бремя доказывания статуса инвестора, размера вложенных инвестиций в экономику государства и категории спора возложено на истца.
Указанный вывод следует из положений части 1-1 статьи 149 ГПК, согласно которой на истца возложены обязанности по приобщению к исковому заявлению копии договора на осуществление инвестиции, а также документы, подтверждающие инвестиционную деятельность инвестора (например: рабочие программы и отчеты о выполнении контрактных условий, инвестиционные программы, учредительные документы, содержащие информацию о составе учредителей или акционеров, либо выписка о составе учредителей, участников, нотариально засвидетельствованная копия учредительного договора или выписка из реестра держателей акций).
Отсутствие указанных сведений и документов влечет возвращение поданного искового заявления со всеми приложенными документами на основании подпунктов 2) и 3) части первой статьи 152 ГПК.
12. При рассмотрении гражданских дел с участием инвесторов суды должны руководствоваться законодательством Республики Казахстан, действующим на момент возникновения спорных правоотношений.
Вместе с тем, судам необходимо учитывать, что законодательными актами Республики Казахстан (например, статьей 289 ПК, статьей 722 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет») либо положениями инвестиционного договора инвестору может быть гарантирована стабильность применимого законодательства, действовавшего на момент заключения договора.
13. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 296 ПК инвестиционные споры разрешаются путем переговоров либо в соответствии с ранее согласованной сторонами процедурой разрешения споров. При невозможности разрешения инвестиционных споров в соответствии с указанными положениями его разрешение производится в соответствии с международными договорами и законодательными актами в судах Республики Казахстан, а также арбитражах, определяемых соглашением сторон.
Судам следует иметь в виду, что процедура разрешения инвестиционных споров оговаривается сторонами в инвестиционном договоре и является обязательной для исполнения.
По отдельным категориям дел законодательными актами устанавливается обязательный досудебный порядок урегулирования спора, например, статьей 126 Экологического кодекса Республики Казахстан и главой 55 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан».
Судам при разрешении вопроса о принятии искового заявления в производство либо на стадии подготовки дела к судебному разбирательству надлежит тщательно исследовать положения инвестиционного договора на предмет наличия условия об обязательном досудебном порядке урегулирования спора либо иного внесудебного порядка его рассмотрения (арбитраже или третейском суде) и проверять соблюдение его истцом.
Несоблюдение указанной процедуры является основанием для возврата иска в соответствии с подпунктом 1) части 1 статьи 152 ГПК либо оставления иска без рассмотрения на основании подпункта 1) статьи 279 ГПК.
14. Исследуя вопрос о принятии иска в производство, суд обязан проверить подлежат ли рассмотрению заявленные требования в порядке гражданского судопроизводства.
В частности, необходимо особо обращать внимание на порядок утраты и прекращения действия обжалуемых инвестором актов государственных органов и должностных лиц, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
Подпунктом 6) части 2 статьи 293 ГПК предусмотрено, что не могут быть оспорены в суде в соответствии с главой 29 ГПК решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, государственных служащих, подлежащие рассмотрению судом в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 65 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» правовой акт прекращает свое действие с момента исполнения его требований или содержащихся в нем поручений лицами, которым адресован данный правовой акт.
Если по результатам вынесенного акта государственного органа в отношении инвестора возбуждено дело об административном правонарушении либо материалы направлены в органы уголовного преследования для возбуждения уголовного дела, то оспариваемый акт считается исполненным и прекратившим свое действие.
В таком случае в принятии искового заявления следует отказывать на основании подпункта 1) статьи 151 ГПК либо прекращать производство по делу в соответствии с подпунктом 1) статьи 277 ГПК с указанием на то, что проверка законности и обоснованности акта государственного органа производится в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении либо уголовного дела.
15. Судам следует иметь в виду, что инвестиционные споры могут рассматриваться как в исковом производстве, так и в особом исковом производстве.
Государственный орган, являясь стороной инвестиционного договора, может реализовать свои полномочия по контролю за его исполнением посредством вынесения акта. Нарушение договорных обязательств со стороны государственного органа также может быть выражено в принятом им акте в виде предписания, представления, уведомления, приказа, в том числе о расторжении либо изменений этого договора. В таком случае инвестором обжалуется соответствующее решение органа государственной власти.
В зависимости от того, является ли государственный орган стороной инвестиционного договора, судам надлежит разграничивать инвестиционные споры гражданско-правового характера от публично-правовых споров, поскольку определение вида производства по делу влияет на правильное применение судом установленного законом срока для обращения с заявлением в суд.
16. Рассматривая инвестиционные споры, суд вправе на основании статьи 77 ГПК запрашивать заключение специалистов Международного совета при Верховном Суде Республики Казахстан.
Такой запрос может быть направлен на любой стадии производства по делу, в том числе судами апелляционной и кассационной инстанции, и оформляется посредством вынесения определения с указанием вопроса, подлежащего разъяснению и срока его исполнения с учетом принципов разумности и достаточности.
Заключение специалистов Международного совета не является обязательным для суда, но несогласие с ним должно быть мотивировано в судебном акте.
17. Из буквального толкования части 1 статьи 270 ГПК следует, что при выявлении случаев нарушения законности со стороны государственного органа, должностного лица или государственного служащего, в том числе по итогам рассмотрения инвестиционного спора, суд выносит и направляет соответствующим лицам частное определение.
Принимая во внимание, что данный механизм направлен на защиту прав и интересов инвесторов и исключение выявленных нарушений в будущем, судам необходимо осуществлять строгий контроль над его исполнением.
18. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, является общеобязательным и вводится в действие со дня первого официального опубликования.
Председатель Верховного Суда
Республики Казахстан Ж. Асанов
Судья Верховного Суда
Республики Казахстан,
секретарь пленарного заседания Г. Альмагамбетова
Комментарии