Налоговое обследование
- 27.05.2019
- |
- 0
- |
- 1942
- |
Дата письма 27.05.2019
Налоговое обследование
Одним из инструментов для осуществления мер и способов, заключающихся в осуществлении налогового контроля, является налоговое обследование.
Согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) целью налогового обследования является подтверждение фактического нахождения (или отсутствия) налогоплательщика по юридическому адресу.
Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые в соответствии со статьей 71 Налогового кодекса.
Так, в качестве понятых привлекаются совершеннолетние, дееспособные граждане, не заинтересованные в дальнейшем исходе действии как со стороны должностных лиц, так и со стороны налогоплательщика.
Таким образом, к участию в качестве понятых не допускаются должностные лица государственных органов и работники, учредители налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговое обследование.
Основаниями для проведения налоговыми органами мероприятии по налоговому обследованию могут являться:
- невозможность вручения налогоплательщику извещения о проведении налоговой проверки, предписания, заключения по результатам камерального контроля, предварительного акта налоговой проверки, акта налоговой проверки, решения об ограничении в распоряжении имуществом и (или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества;
- подтверждение фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с пп.1 п.1 ст.367 Налогового кодекса (исключением являются налогоплательщики, приостановившие представление налоговой отчетности в соответствии со ст. 213, 214 Налогового кодекса, а также налогоплательщики в отношении которых применена процедура банкротства);
- вручение налогоплательщику акта налоговой проверки, при невозможности вручения по месту его составления;
- возврат почтовой или иной организацией связи уведомлении (предусмотренных пп. 2,3,7 п. 2 ст. 114 Налогового кодекса) о результатах проверки, о начисленных суммах налогов, платежей в бюджет и социальных платежей за период с даты представления ликвидационной налоговой отчетности до даты завершения ликвидационной налоговой проверки, о погашении налоговой задолженности. Исключением являются случаи, предусмотренные п.3 ст. 115 Налогового кодекса.
В данных обстоятельствах налоговое обследование проводится после дня возврата такого письма почтовой или иной организацией.
Таким образом, налоговым законодательством четко определены исчерпывающие цели и основания проведения органами государственных доходов налогового обследования налогоплательщика.
В случае проведения органами государственных доходов налогового обследования, отличающихся от указанных в статье 70 Налогового кодекса, действия являются незаконными и могут быть оспорены налогоплательщиком в судебном порядке.
Из Налогового кодекса следует, что налоговое обследование должно проводиться исключительно в рабочее время и лишь по месту, указанному в регистрационных данных налогоплательщика.
По результатам налогового обследования органами государственных доходов незамедлительно в обязательном порядке должен быть составлен акт налогового обследования, который должен содержать:
- место, дата и время составления;
- должность, фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт;
- наименование налогового органа;
- фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого;
- фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер;
- информация о результатах налогового обследования.
Налоговый кодекс устанавливает определенные правовые и налоговые последствия для налогоплательщиков при выявлении в ходе налогового обследования факта отсутствия такого налогоплательщика по месту его нахождения.
Так, выявив факт отсутствия налогоплательщика по месту его нахождения, органы государственных доходов направляют такому налогоплательщику уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.
По истечению 20 рабочих дней, с момента направления уведомления и неявки налогоплательщика в налоговый орган для дачи письменного объяснения о причинах отсутствия в момент налогового обследования, налоговый орган:
- приостанавливает расходные операции по банковским счетам налогоплательщика;
- производит снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока, установленного настоящим пунктом для представления письменного пояснения. При этом, указанное действие производится без какого-либо уведомления налогоплательщика.
Автор: Главный специалист Управления государственных доходов по Алмалинскому району г. Алматы Темирбек Мадина Сабитқызы
Комментарии