Налоги душат отечественных предпринимателей
- Налогообложение в Казахстане
- Налогообложение в мире
- О налоговых программах
- СМИ о нас
- Статьи гос. органов
- 22.09.2008
- |
- 0
- |
- 1093
- |
ЛИТЕР
Около 90 процентов всего бизнеса в Казахстане зависит от китайских товаров. А если еще учесть, что Китай нынче ждет окончательного обвала мировых рынков, чтобы резко поднять цены на всю свою продукцию, то для нас это и вовсе станет катастрофой. Ситуация усугубляется тем, что малый и средний бизнес, на котором держится экономика большинства развитых стран, в нашей стране загнан в угол местными властями, из-за чего отечественные товаропроизводители не в силах конкурировать с коллегами из соседних государств.
На сегодня в Казахстане зарегистрировано 277 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, а на деле функционирует из них лишь 27 тысяч. Административные барьеры не позволяют отечественным предпринимателям работать в полную силу. Непомерные налоги и постоянные проверки со стороны уймой различных комитетов и департаментов вынуждают бизнесменов уходить в «тень», способствуя расцвету коррупции и ставя под сомнение всю экономическую политику страны. Об этом на международной конференции «Ограничение свобод предпринимательской деятельности в Казахстане» говорили представители экономического университета, ассоциации предпринимателей, бизнесмены и даже экономисты из Киргизии.
К примеру, в Китае, несмотря на то что только внутренних потребителей более миллиарда, новые фирмы на первые пять лет полностью освобождают от налогов. Зато у нас мало того что сама регистрация собственного бизнеса требует немалых материальных и временных затрат, так еще будь любезен с первого дня существования выкладывай казне по 30 процентов прибыли. И это только официальные налоги, а если посчитать сумму, розданную «на лапы», то прибыли может и вовсе не остаться. Поэтому и не удивляет, что лишь десятая часть зарегистрированных в Казахстане ТОО, ИП и АО остались на плаву.
– Я заявляю, что в Казахстане нет экономического кризиса, финансов в стране хватает, а вот кризис государственного управления в самом разгаре. Основа экономики большинства развитых стран – малый и средний бизнес. У нас же даже четкого определения и разделения границ в этой сфере не существует. Это при том, что 60 процентов населения Казахстана задействовано именно здесь, – говорит вице-президент НАП РК Серик Туржанов.
По его мнению, необходимо ломать преграды для предпринимательской деятельности в Казахстане. Основной барьер для отечественных бизнесменов в том, что переход из малого в средний бизнес у нас практически невозможен – из-за несовершенства законов. Ужасно завышен НДС: нам с 12 процентами этого налога очень трудно будет соревноваться с россиянами, у которых НДС равен 10 процентам. Просто пугают сборы в казну с заработной платы, в совокупности составляющие сейчас 34 процента.
– Кроме того, банки второго уровня беспредельничают со ставками вознаграждения по кредитам, которые уже достигают 15 процентов и еще обещают расти, а, согласно исследованиям, даже эти 15 уже приводят предприятия к банкротству, – говорит господин Туржанов. – Монополисты душат бизнесменов своими тарифами, также необоснованно высокими. И добивает отечественных предпринимателей тотальный контроль со стороны государства. Все эти факты ставят малый и средний бизнес на рельсы рейдерства.
Недавний соцопрос показал, что 95 процентов современной молодежи уже не желают иметь собственное дело, а это серьезно скажется на существовании среднего класса, который у нас и так не сформирован, а теперь и зачатков такового не остается. В общем, если так будет продолжаться, на экономике нашего государства можно будет ставить крест.
Вот и решили участники конференции разработать ряд предложений для министерств финансов, экономики и бюджетного планирования, индустрии и торговли, юстиции, а также Национального банка и Агентства по финансовому надзору. Выступающие в один голос заявили, что в первую очередь необходимо изменить Налоговый кодекс республики – так, чтобы он создал более благоприятный климат для малого и среднего бизнеса. Собравшие-ся ратовали за то, чтобы налоговая политика страны стала прозрачной и эффективной.
Немалая часть времени ушла на обсуждение системы проверок предпринимателей. Самыми назойливыми ревизорами были названы СЭС, противопожарная служба, МВД, Министерство сельского хозяйства, замкнули пятерку «лидеров» органы охраны труда. Несмотря на объявленный мораторий, число проверок остается высоким.
Размытые границы штрафов, злоупотребление и дублирование полномочий контролеров, ограничение доступа к законодательным и нормативным актам, несовершенная система разрешения споров с госорганами – все это как будто специально нацелено на содействие росту коррупции. Для фундаментального решения проблемы тотального контроля участники конференции также составили список мер: четкое разграничение полномочий ревизоров, контроль над надзорными органами, поднятие зарплаты ревизорам и т. д.
В итоге участниками конференции была принята резолюция, которая будет направлена в правительство республики. Теперь дело за малым: убедить власти в целесообразности предлагае-мых изменений, – а это труд не из легких. Если отечественное законодательство так и не повернется лицом к местным бизнесменам, то в скором времени мы и вовсе потерям контроль над собственной экономикой.
Арина ПИРОГОВА, Алматы
На сегодня в Казахстане зарегистрировано 277 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, а на деле функционирует из них лишь 27 тысяч. Административные барьеры не позволяют отечественным предпринимателям работать в полную силу. Непомерные налоги и постоянные проверки со стороны уймой различных комитетов и департаментов вынуждают бизнесменов уходить в «тень», способствуя расцвету коррупции и ставя под сомнение всю экономическую политику страны. Об этом на международной конференции «Ограничение свобод предпринимательской деятельности в Казахстане» говорили представители экономического университета, ассоциации предпринимателей, бизнесмены и даже экономисты из Киргизии.
К примеру, в Китае, несмотря на то что только внутренних потребителей более миллиарда, новые фирмы на первые пять лет полностью освобождают от налогов. Зато у нас мало того что сама регистрация собственного бизнеса требует немалых материальных и временных затрат, так еще будь любезен с первого дня существования выкладывай казне по 30 процентов прибыли. И это только официальные налоги, а если посчитать сумму, розданную «на лапы», то прибыли может и вовсе не остаться. Поэтому и не удивляет, что лишь десятая часть зарегистрированных в Казахстане ТОО, ИП и АО остались на плаву.
– Я заявляю, что в Казахстане нет экономического кризиса, финансов в стране хватает, а вот кризис государственного управления в самом разгаре. Основа экономики большинства развитых стран – малый и средний бизнес. У нас же даже четкого определения и разделения границ в этой сфере не существует. Это при том, что 60 процентов населения Казахстана задействовано именно здесь, – говорит вице-президент НАП РК Серик Туржанов.
По его мнению, необходимо ломать преграды для предпринимательской деятельности в Казахстане. Основной барьер для отечественных бизнесменов в том, что переход из малого в средний бизнес у нас практически невозможен – из-за несовершенства законов. Ужасно завышен НДС: нам с 12 процентами этого налога очень трудно будет соревноваться с россиянами, у которых НДС равен 10 процентам. Просто пугают сборы в казну с заработной платы, в совокупности составляющие сейчас 34 процента.
– Кроме того, банки второго уровня беспредельничают со ставками вознаграждения по кредитам, которые уже достигают 15 процентов и еще обещают расти, а, согласно исследованиям, даже эти 15 уже приводят предприятия к банкротству, – говорит господин Туржанов. – Монополисты душат бизнесменов своими тарифами, также необоснованно высокими. И добивает отечественных предпринимателей тотальный контроль со стороны государства. Все эти факты ставят малый и средний бизнес на рельсы рейдерства.
Недавний соцопрос показал, что 95 процентов современной молодежи уже не желают иметь собственное дело, а это серьезно скажется на существовании среднего класса, который у нас и так не сформирован, а теперь и зачатков такового не остается. В общем, если так будет продолжаться, на экономике нашего государства можно будет ставить крест.
Вот и решили участники конференции разработать ряд предложений для министерств финансов, экономики и бюджетного планирования, индустрии и торговли, юстиции, а также Национального банка и Агентства по финансовому надзору. Выступающие в один голос заявили, что в первую очередь необходимо изменить Налоговый кодекс республики – так, чтобы он создал более благоприятный климат для малого и среднего бизнеса. Собравшие-ся ратовали за то, чтобы налоговая политика страны стала прозрачной и эффективной.
Немалая часть времени ушла на обсуждение системы проверок предпринимателей. Самыми назойливыми ревизорами были названы СЭС, противопожарная служба, МВД, Министерство сельского хозяйства, замкнули пятерку «лидеров» органы охраны труда. Несмотря на объявленный мораторий, число проверок остается высоким.
Размытые границы штрафов, злоупотребление и дублирование полномочий контролеров, ограничение доступа к законодательным и нормативным актам, несовершенная система разрешения споров с госорганами – все это как будто специально нацелено на содействие росту коррупции. Для фундаментального решения проблемы тотального контроля участники конференции также составили список мер: четкое разграничение полномочий ревизоров, контроль над надзорными органами, поднятие зарплаты ревизорам и т. д.
В итоге участниками конференции была принята резолюция, которая будет направлена в правительство республики. Теперь дело за малым: убедить власти в целесообразности предлагае-мых изменений, – а это труд не из легких. Если отечественное законодательство так и не повернется лицом к местным бизнесменам, то в скором времени мы и вовсе потерям контроль над собственной экономикой.
Арина ПИРОГОВА, Алматы
Комментарии