«Коррупция-«глобальная проблема общества» 1
- 27.08.2018
- |
- 0
- |
- 1085
- |
Дата письма 27.08.2018
«Коррупция-«глобальная проблема общества»
Сегодня во всем мире приобрело широкое распространение такое понятия, как коррупция. В связи с увеличившимися фактами коррупции во всем мире приобрела актуальность тема борьбы с коррупцией, перед государствами встали такие вопросы, «что такое коррупция?» какими методами бороться, «как победить коррупцию?» рамках такого понятия, как борьба с коррупцией разрабатываются различные программы и законы по предотвращению данного негативного элемента, такого, как коррупция.
Ярким примером того что данная проблема мирового масштаба является принятие Конвенции совета Европы «об уголовной ответственности за Коррупцию принятой 27 января 1999 года.
В нашей республике существует закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «о борьбе с коррупции», так же существуют различные программы по борьбе с коррупцией в частности Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы Принятая в соответствие с указом президента Республики Казахстан. Еще одной программой, действующей и сегодня является, Отраслевая Программа по противодействию коррупции на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства от 31 марта 2011 года. Так же в уголовном кодексе Республике Казахстан от 16.06 1997 года предусмотрена целая глава коррупционным и иным должностным притуплениям.
В юридической науке Казахстана история развития коррупции рассматривается впервые авторами данной работы. Известно, что нормы обычного права, принятые в родовых общинах на территории Казахской степи были во многом предопределены традициями законодательного характера, установленными принципами кочевой культуры. В свою очередь особое влияние на процессы помадной цивилизации оказывали устои общественно-государственного устройства Монгольского ханства.
По мнению Ж.А. Туякбая, первый этап становления основ правовой системы в Казахстане следует отнести к периоду среднего и позднего средневековья и условно датировать ХIV - первой половиной ХIХ вв. При этом основными чертами его явилось сочетание правовых устоев традиционной мусульманской системы права и обычно-правовых институтов монгольской кочевой цивилизации с определяющим влиянием последних.
В этот период в казахском феодальном обществе ответственность за коррупцию, в каком виде мы сегодня ее воспринимаем, не предусматривалась. Тем не менее, до присоединения Казахстана к России коррупция проявлялась в легитимных институциональных формах, когда те или иные подношения представителям знати носили характер обязательной феодальной повинности. Так, с простых земледельцев в пользу ханов, султанов, биев и других представителей родовой знати регулярно взимался налог ушур - десятая часть урожая. Скотоводы платили налог закят - определенное количество того или иного вида скота. Наряду с ними в пользу феодальной верхушки собирались натуральные подарки в виде согума (сырое мясо) или Сыбага (вареное мясо). Кроме того, существовали всевозможные виды подарков представителям знати и аксакалам. Так, согласно Описанию киргизских обычаев, имеющих в Орде силу закона: Согум производится осенью, обыкновение это имеет в основании то; дабы хан или султан мог прожить всю зиму на иждивении народа. Сыбага производится весною на тех же условиях, как и согум. Ордынец, пользующийся уважением в орде, хотя и занимает какую-либо должность, не может отказываться от принятия подарка, принесенным простым киргизцем
С начала ХVI века в Казахстане действовали законы хана Касыма, так называемая Столбовая дорога Касыма, в основу которых были заложены нормы обычного права (адата). Нормы обычного права казахов были окончательно кодифицированы и дополнены в конце ХVI века при хане Тауке в виде единого свода под названием Жетi жарғы (Семь установлений).
Как отмечает Т.М. Культелеев, в то время казахское обычное право состояло из трех источников: обычая, практики суда биев и положения съезда биев [45, с.139]. Судебные функции в Казахстане на тот период исполнялись ханами, султанами и биями (родоначальниками) словесно на основании казахского обычного права. Судебное разбирательство хана рассматривалось как последняя судебная инстанция. Эту функцию он осуществлял, разъезжая по степи. За судебное разбирательство он получал определенную сумму вознаграждения, называемую ханлык. Хан судил на основании обычного права, заменяя пробел в обычном праве своей правотворческой деятельности. В таком случае судебное решение хана становилось важным дополнением обычного права и приводило к созданию новых норм права
По адату сторонам не запрещалось делать судьям тарту (подарок), сыбага (угощение) и т.п. Поэтому представители феодально-родовой знати обычно преднамеренно затягивали, усложняли уголовные дела и другие споры, возникавшие среди населения, с расчетом получить крупное вознаграждение
По мнению академика С.З. Зиманова: Присвоение феодальной знатью прибавочного продукта непосредственных производителей - крестьян - происходило различными способами. В одном случае устанавливались сборы с населения за кочевание для покрытия расход знати по управлению и т.д. В другом случае оно проводилось на основе исполнения дедовских обычаев одаривать представителей знати, приносить добровольные приношения влиятельным лицам. В третьем случае, по сути дела, крестьянские отработки выдавались какпомощь однородичей и т.п. При этом внеэкономическое принуждение нередко сочеталось с экономическим принуждением
Автор: Управление государственных доходов по Турксибскому району г. Алматы главный специалист отдела ООРДиРП Жакаев Б.Б
Комментарии