«Коррупция» 7

  • 24.09.2018
  • |
  • 0
  • |
  • 1036
  • |
  • 0

Дата письма 24.09.2018

«Коррупция»

 

Корни коррупции уходят в прошлое, исследования неоднократно доказывают, что она существовала в обществе с момента возникновения управленческого аппарата. Исходя из вышеизложенного можно предположить, что коррупция существовала всегда, но нельзя утверждать, что она и будет дальше существовать.

Известный итальянский политический деятель Макиавелли писал: «законы, даже самые лучшие, бессильны воспрепятствовать этому, ибо их губит дурное применение…законы  начинают издаваться не для общего блага, а ради выгоды отдельных лиц». Коррупция (лат. «corruptio») означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. 

Субъектами коррупционных отношений выступают, с одной стороны, должностные лица, с другой стороны - представители частного сектора. Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом государственные, общественные и хозяйственные отношения.

По уровням функционирования коррупция может быть классифицирована на низовую, верхушечную и вертикальную. Эти виды коррупции, образуя единую систему, тесно связаны друг с другом.

Низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти и управления и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование, различные разрешения, выдача справок и т.п.).

Верхушечная коррупция охватывает политиков, работающих в органах власти, среднее и в некоторой части высшее чиновничество и связана с принятием решений.

В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:

 - коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений;

- коррупция на предприятиях имеет место, когда, к примеру, сотрудник организации (коммерческой или общественной) может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами.

Экономические причины коррупции представляют собой наличие таких условий, которые создают почву для коррупционных правонарушений в экономической и финансовой сферах.

Коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов. Нарушается механизм конкуренции, т.к. в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению многих минусов в экономике, снижению эффективности ее функционирования.

Социально-психологические причины коррупции проявляются в деморализации общества, недостаточной информированности и организованности граждан, общественной пассивности.

Институциональные причины и условия коррупции заключаются в следующем: коррупция, как правило, сопровождает формы неэффективности, которая, к примеру, может выражаться в политической нестабильности, бюрократической паутине, слабости законодательной и судебной систем. Все эти звенья между собой соединены – коррупция, слабая власть, политическая нестабильность, несовершенство законодательства. Коррупция как «паразит», который «выжидает» чтобы напасть на слабые участки экономики.

Хотелось бы отметить, что коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре.

За правонарушения, связанные с коррупцией, на основании Закона несут ответственность лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица,приравненные к ним.

К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся:

1) все должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи;

2) все государственные служащие в соответствии с законодательством РеспубликиКазахстан о государственной службе.

К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:

1) лица, избранные в органы местного самоуправления;

2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качествекандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;

3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного

самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного

бюджета Республики Казахстан;

4) лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и

организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее

тридцати пяти процентов.

Борьба с коррупцией осуществляется на основе:

1) равенства всех перед законом и судом;

2) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных

органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

3) совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и

процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

4) приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, атакже социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческойсистем государства;

5) признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц,

уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных кним;

6) восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридическихлиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционныхправонарушений;

7) обеспечения личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе скоррупционными правонарушениями;

8) защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных навыполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этимлицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указаннымлицам и их семьям достойный уровень жизни;

9) недопустимости делегирования полномочий на государственное регулированиепредпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющимтакую деятельность, а также на контроль за нею;

10) осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления,

раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества;

11) установления запрета для лиц, на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями.

Государственные органы и должностные лица ведут борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции. Руководители государственных органов, организаций, органов местного самоуправления в пределах своих полномочии обеспечивают исполнение требований Закона и применение предусмотренных в нем дисциплинарных мер, привлекая для этого кадровые, контрольные, юридические и другие службы.

Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции.

Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства.

Информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является государственным секретом и представляется только по запросам органов.

Разглашение этой информации влечет ответственность, установленную законом.

Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:

1) неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;

2) использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;

3) предоставление непредусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной к ней службе;

4) оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;

5) оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;

6) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;

7) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

8) требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;

9) передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений;

10) неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;

11) дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным

 лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства, а также при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

12) явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

13) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;

13-1) передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;

14) участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами.

Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, какого-либо правонарушения, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет понижение в должности, увольнение с должности или иное освобождение от выполнения государственных функций либо наложение в установленном законом порядке иного дисциплинарного взыскания.

Повторное совершение любого из указанных правонарушений в течение года после

наложения дисциплинарного взыскания за первое правонарушение влечет увольнение с должности или иное освобождение от выполнения государственных функций в установленном законом порядке.

В целях дальнейшего усиления борьбы с коррупцией Правительством рекомендовано:

- внедрение обязательной криминологической антикоррупционной

экспертизы проектов законов и подзаконных актов;

- обеспечение своевременной подготовки законопроекта о борьбе с

рейдерством;

- возможность наделения Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета полномочиями по осуществлению налоговых проверок;

- введение системы рейтинговых оценок уровня коррупции в государственных органах.

Президент РК Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан-2030» в числе семи принципов стратегии назвал «решительную и беспощадную борьбу с коррупцией». Развивая сущность этого принципа, он справедливо отметил, что «Необходимо беспощадно бороться с коррупцией, невзирая на лица и должности. Управленческий корпус должен решительно очищаться и обновляться».

Также, в ежегодном послании Президента народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в части 50-и наиболее конкурентоспособных стран мира», было отмечено, что борьба с коррупцией остается главной задачей. А коррупционная преступность должна жестко преследоваться.

Указом Президента РК от 3 мая 2005 года №1567 утвержден Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих). В соответствии Законами «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией» и общепринятыми морально-этическими нормами установлены основные стандарты поведения государственных служащих, которые должны руководствоваться принципами закона, неукоснительно соблюдать нормативно-правовые акты Республики Казахстан, противостоять проявлениям коррупции и не допускать использования служебной информации в корыстных целях.

Как было выявлено исследователями в области коррупции, важным в борьбе с ней должно стать ее предупреждение, а не применение уголовно-правовых мер. Предупреждение коррупции представляет собой наиболее действенный путь борьбе с ней, прежде всего по тому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере это упреждение самой возможности совершения преступлений. В процессе предупреждения криминогенные факторы могут подвергаться целенаправленному воздействию тогда, когда они еще не набрали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению. Предупреждение дает возможность решать задачи борьбы с коррупцией наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.

Таким образом, в сфере государственной службы в целях предотвращения коррупции проводятся такие мероприятия как:

1. Достойное материальное содержание работников государственных органов.

2. Повышение уровня технического обеспечения деятельности государственных органов, внедрение современных информационных технологий.

3. Создание межведомственного учебного центра. В его задачи должны входить анализ и обобщение опыта работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и переподготовка кадров, занятых решением этой проблемы в различных ведомствах.

4. Повышение престижа государственной службы. Необходимо избавится от распространения вредного мифа – «Воруют все», создающего дополнительный благоприятный фон для распространения коррупции. Полезно проведение профессиональных конкурсов на низком уровне и корпоративных наград за честность и профессионализм на среднем и высшем уровнях бюрократии. Здесь могут быть полезны как государственные усилия, так и активность негосударственных организации.

5. Четкое разграничение функции принятия решений, реализации решений, контроля предоставления услуг.

В настоящее время осуществляется работа, направленная на улучшение качества оказываемых государственных услуг, путем регламентации действий сотрудников органов налоговой службы при оказании государственных услуг налогоплательщикам.

 

Автор: Главный специалист отдела информационных технологий УГД по Турксибскому району г.Алматы Кенесов Н.М.

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!