Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта»
- 20.07.2018
- |
- 0
- |
- 1317
- |
Дата письма 13.07.2018
Дата рассмотрения до: 24.07.2018
Концепция
проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта»
1 Название проекта закона
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта».
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта» (далее – проект Закона) обусловлена необходимостью реализации Концептуального плана законотворческой работы на 2016 – 2021 годы (шестой созыв Парламента Республики Казахстан), утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 6 сентября 2016 года № 314, Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлыжол» на 2015-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957, Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», пункта 30 Плана мероприятий по реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира на 2014-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2014 года № 752.
В этой связи, проект Закона направлен на внедрение новой модели функционирования железнодорожного транспорта ориентированный на углубление его интеграции в мировую транспортную систему, создание нормативных условий для качественного нового уровня развития перевозок и дальнейшего совершенствования норм права, определяющие правовое регулирование обеспечения безопасности в сфере железнодорожного транспорта.
Наряду с этим, проект Закона является сопутствующим к проекту Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».
І. Сопутствующие изменения и дополнения в некоторые законодательные акты в рамках принятия Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».
1. Главой 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) регламентированы взаимоотношения участников перевозочного процесса при перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа.
В частности, статьями 696 и 702 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусмотрены нормы по подаче транспортных средств и погрузки (разгрузка) груза.
В связи с тем, что проекте Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусматривается расширение круга лиц обеспечивающих вагонами (транспортными средствами) грузоотправителей (грузополучателей), предлагается внести соответствующие изменения в нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан.
2. Главой 35 Гражданского кодекса Республики Казахстан регламентированы нормы по транспортной экспедиции, в том числе гражданско-правовые отношения при заключении соответствующих договоров.
Поскольку в проекте Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусматривается внесение обязательных условий договора транспортной экспедиции и страхование ответственности экспедитора перед грузоотправителем (грузополучателем) на добровольной основе предлагается в Гражданский кодекс Республики Казахстан внести соответствующие дополнения.
3. В Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за провоз безбилетных пассажиров лишь работников поездных бригад (проводников). В проекте Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусматривается введение ответственности за безбилетный проезд лиц в пассажирских поездах. В этой связи, Концепцией в проекте Закона предлагается предусмотреть соответствующие нормы в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
4. В проекте Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предлагается регламентировать порядок выхода на перрон и внести нормы, предусматривающие выход из здания вокзала на перрон, пассажиров имеющих при себе проездной документ (билет) с учетом установления административной ответственности за нарушение данной нормы. При этом, в целях поэтапного внедрения данной нормы с учетом подготовки соответствующей инфраструктуры вокзалов и обеспечения обслуживания пассажиров с багажом, целесообразно расширить компетенцию уполномоченного органа по утверждению перечня вокзалов, где вводятся данные ограничения.
В связи с этим, необходимо предусмотреть в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» административную ответственность лиц, нарушающие порядок выхода на перрон и пассажирские платформы железнодорожных вокзалов.
5. В настоящее время в законодательных актах не раскрыта ответственность за ненадлежащее содержание железнодорожных вокзалов.
В связи с этим, в проекте Закона Республики Казахстан
«О железнодорожном транспорте» предусматривается введение ответственности за надлежащее содержание железнодорожных вокзалов.
В этой связи, в связи с тем, что железнодорожный вокзал является местом массового скопления людей, предлагается внести дополнения в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», в части введения ответственности собственников железнодорожных вокзалов
(АО «НК «Қазақстан темір жолы») за ненадлежащее содержание железнодорожных вокзалов.
6. При организации и осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, систематически нарушаются безопасность и сохранность перевозимых грузов.
Имеются факты нарушения Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 545, которые влекут в дальнейшем не доверие к железнодорожному перевозчику грузов, а в дальнейшем и отток клиентов.
Причиной нарушений безопасности и сохранности грузов является несоблюдение участниками перевозочного процесса элементарных требований устанавливающие ряд мер направленные на обеспечения максимальной безопасности и сохранности перевозимых грузов железнодорожным транспортом. Установленный в законодательных актах штраф в размере
5 месячных расчетных показателей является не соизмеримой с ущербом нанесенном собственникам грузов и вагонов.
Подобное отношение вызвано недостаточно высоким уровнем административных штрафов за правонарушения на железнодорожном транспорте.
В целях повышения уровня ответственности нарушителей и во избежание последствий, вызываемых нарушением требований безопасности и сохранности грузов, в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предлагается увеличить размер штрафов за повреждения вагонов и груза, также необходимо увеличение размеров штрафных санкций за административные правонарушения на железнодорожном транспорте, связанные с обеспечением сохранности грузов.
7. Одной из системных проблем в сфере железнодорожных пассажирских перевозок, участившихся за последние годы, является незаконная предпринимательская деятельность посторонних лиц на железнодорожных вокзалах, занимающихся скупкой и перепродажей проездных документов (билетов) по завышенной стоимости, а также проезд пассажиров в поездах без проездных документов (билетов).
При этом, на сегодняшний день нормативная правовая база, в частности Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» требует внесения соответствующих изменений, поскольку в нем не предусмотрена ответственность физических лиц, занимающихся скупкой и перепродажей проездных документов (билетов), осуществляющих проезд в поездах без проездных документов (билетов).
В настоящее время физические лица, занимающиеся незаконной скупкой и перепродажей билетов на железнодорожных вокзалах, привлекаются к административной ответственности по статье 449 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» – «Приставание в общественных местах», влекущей штраф в размере пяти месячных расчетных показателей (за повторное нарушение в течение года – десяти месячных расчетных показателей либо арест до 5 суток).
В целях эффективного воздействия, пресечения сокрытия и перепродажи проездных документов (билетов) предлагается ввести новую норму в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» по привлечению к административной ответственности лиц, не уполномоченных перевозчиком, за незаконную перепродажу проездных документов (билетов) путем наложения штрафа в размере ста месячных расчетных показателей (за повторное нарушение – ста пятидесяти месячных расчетных показателей).
Кроме того, в рамках разрабатываемого проекта закона с целью повышения эффективности нормотворческой деятельности в сфере железнодорожного транспорта предполагаются исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных нормативных правовых актов, а также уточняющие поправки.
3. Цели принятия проекта закона
Законопроект направлен на реализацию Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» и совершенствование норм действующего законодательства в сфере транспорта.
4. Предмет регулирования проекта закона
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, связанные с перевозочной и трудовой деятельностью в сфере транспорта.
5. Структура и содержание проекта закона.
Проект закона состоит из двух статей:
Первая статья законопроекта предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от
1 июля 1999 года № 409.
2. Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года
«Об административных правонарушениях»;
Вторая статья регулирует порядок введения в действие законопроекта.
6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере
Отсутствуют
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.
Положительные правовые последствия:
повышение ответственности участвующих в перевозочном процессе лиц за безопасность в сфере железнодорожного транспорта;
разграничение ответственности участников перевозочного процесса по обеспечению вагонами;
обеспечение безопасности и бесперебойности деятельности железнодорожного транспорта.
Положительные социально-экономические последствия:
удовлетворение потребностей населения в процессе перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений;
улучшение условий труда работников в сфере транспорта.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона
С принятием законопроекта не предполагается внесение изменений и дополнений в другие законодательные акты.
9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами
Предмет законопроекта регламентируется налоговым кодексом и кодексом об административных правонарушениях, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующие вопросы в сфере транспорта.
10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта
По вопросу административного правонарушения за безбилетный проезд пассажира:
Зарубежный опыт многих стран, в которых нормативная правовая база применяет самые суровые административные и трудовые санкции к нарушителям, указанные проблемы в них практически отсутствуют и понятия «безбилетный проезд», «перепродажа» не используются. К примеру, за безбилетный проезд в странах Евросоюза с пассажира взыскивается штраф в размере до 1 тыс. евро, что эквивалентно в среднем десятикратной стоимости проезда. Что касается непосредственно работников железнодорожного транспорта, допускающих провоз в пассажирских поездах безбилетных лиц, то в ряде стран в отношении них применяется самая жесткая и безальтернативная мера дисциплинарного взыскания – увольнение, без привлечения к административной ответственности.
11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона
Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат.
Комментарии