Концепция проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана»

  • 24.05.2019
  • |
  • 0
  • |
  • 1042
  • |
  • 0

Дата письма 22.05.2019

Дата рассмотрения до: 30.05.2019

Концепция

проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О  Международном финансовом центре «Астана»

 

1.     Название законопроекта

Проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» (далее – законопроект).

 

2.     Обоснование необходимости разработки законопроекта

Инвестиционное налоговое резидентство.

Данный законопроект разработан во исполнение пункта 71 Плана нации «100 конкретных шагов» и протокольного поручения, данного на 29-ом пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан от 27 мая 2016 года №01-8.1, согласно которым Международному финансовому центру «Астана» (далее – МФЦА/Центр) совместно с государственными органами  поручено рассмотреть вопрос внедрения принципа инвестиционного резидентства по примеру Международного финансового центра в городе Дубай. Само инвестиционное резидентство является новым явлением для Республики Казахстан, и оно требует законодательного урегулирования ввиду того, что затрагивает сферу отношений, регулируемых законодательными актами Республики Казахстан. Учитывая необходимость законодательных поправок законопроектом, предлагается урегулировать данную сферу и запустить инвестиционное налоговое  резидентство на правовом поле МФЦА, которое позволит осуществить данный процесс без затрагивания всего законодательства Республики Казахстан о правовом положении иностранцев и миграции населения.

В первоначальной концепции законопроекта предполагалось предоставление на упрощенных условиях вида на жительство в обмен на инвестиции. Вместе с тем, ввиду иммиграционных аспектов программы и связанного с этим неблагоприятного социального фона, было принято решение переформатировать программу.   

Так,  законопроектом вводится понятие программы инвестиционного налогового резидентства Центра, под которой понимается акт Центра, устанавливающий объем инвестиций и инструменты инвестирования, при осуществлении которых  иностранцам и лицам без гражданства и членам их семей выдается многократная въездная виза Республики Казахстан.

Программа инвестиционного налогового резидентства Центра утверждается актом Центра по согласованию с с органами национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов и уполномоченными государственными органами Республики Казахстан, осуществляющими руководство в сферах стратегического планирования и государственной инвестиционной политики.

Также дается определение инвестиционного резидента Центра, которыми будут считаться  иностранцы и лица без гражданства, осуществившие инвестиции в соответствии с программой налогового инвестиционного налогового резидентства.

Кроме того, законопроект предусматривает поправки, по которым инвестиционным резидентам Центра и членам их семей  многократная въездная виза Республики Казахстан выдается, аннулируется, восстанавливается, срок ее сокращается и/или продлевается на основании ходатайства администрации Центра.

Также одним из преимуществ адресного характера, предоставляемых законопроектом для индивидуальных инвесторов, является освобождение от уплаты индивидуального подоходного налогов по доходам из источников за пределами Республики Казахстан.  

Запуск программы инвестиционного налогового резидентства вокруг МФЦА и приток новых инвестиций будет способствовать повышению активности на его площадке, что очень важно на первоначальном этапе развития. Инвестирование в инструменты центра, действующего по принципам английского права, даст определенную уверенность инвесторам с точки зрения сохранности инвестированных средств. Немаловажным является то, что юридическая реализация предлагаемой программы через законодательство МФЦА, ввиду его конституционного статуса, позволит ограничиться законодательными изменениями в Конституционный закон и запустить программу в максимально короткие сроки.

Уточняющие поправки, связанные с урегулированием сфер закупок и трудовых отношений, изменения по вопросам налогов.

Вносятся также уточняющие и редакционные поправки в части, определения процедур закупок и трудовых отношений, по налоговым вопросам, Далее, действующее право Центра основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит помимо Конституционного закона из актов Центра, которые могут быть основаны на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса и (или) стандартах ведущих мировых финансовых центров, принимаемых органами Центра в пределах предоставленных настоящим Конституционным законом полномочий. Необходимость урегулирования трудовых отношений актами Центра основано на действующих практиках ведущих мировых центров, в которых данный вопрос урегулирован исключительно актами самих центров. Также обращаем внимание на действующую редакцию Конституционного закона, согласно которым Суд Центра обладает исключительной юрисдикцией в отношении рассмотрения и разрешения споров, возникающих между участниками Центра, органами Центра и (или) их иностранными работниками.  И Суд Центра при разрешении споров руководствуется действующим правом Центра. Поэтому Акты Центра по вопросам трудовых отношений должны составлять систему действующего права МФЦА. При этом в части работников МФЦА, являющихся гражданами Казахстана, требования законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и обязательном социальном медицинском страховании будет соблюдено, о чем будет отражено в актах МФЦА по трудовым отношениям.       

Необходимость урегулирования актами Центра касается и процедур закупок товаров, работ и услуг. Как было указано выше, право Центра помимо Конституционного закона состоит из актов Центра, вне поля правового урегулирования которых в настоящее время остается такая важная составляющая любой организации как процедура закупок товаров, работ и услуг. В этой связи, для исключения «правового вакуума» вводится норма о том, что актами Центра будет урегулирована это сфера в МФЦА.     

Кроме того, органы МФЦА являются некоммерческими организациями, и являются частью государственной структуры, которые финансируются из средств республиканского бюджета. В этой связи, отвлечение целевых бюджетных средств на уплату НДС (начисление НДС на получаемые бюджетные средства по программе «Целевое перечисление», так как по действующему Налоговом кодексу имеет место двоякое толкование), включая НДС за нерезидента (органы Центра основную часть профессиональных юридических, консалтинговых, IT услуг приобретают у нерезидентов), является нецелесообразным. Кроме того, необходимо предусмотреть освобождение услуг участников от НДС в целях исключения их дискриминации по отношению к финансовым операциям, осуществляемым на финансовом рынке по аналогии со статьей 397 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Учитывая, что с 1 июля 2019 года вводится в действие Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» в новой редакции, согласно которому режимы валютного регулирования заменяются учетной регистрацией договоров по движению капитала, в пункт 4 статьи 5 Конституционного закона необходимо внести соответствующую правку редакционного характера.

Вышеизложенные обстоятельства и аргументы свидетельствуют о том, что имеется необходимость урегулирования этих вопросов ввиду отсутствия правовых норм в действующем законодательстве Республики Казахстан в данном вопросе.      

 

3.     Цели принятия законопроекта

Принятие законопроекта нацелено на дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан о МФЦА и внесение поправок, необходимых для дальнейшего развития.

 

 

4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта выступают общественные отношения, связанные с введением программы инвестиционного налогового резидентства, вопросы трудовых отношений, закупок, налоговые вопросы и иные вопросы, связанные с деятельностью МФЦА.

 

5. Структура и содержание законопроекта

Законопроект состоит из 2 статьей, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Конституционный закон, а также порядок введения в действие законопроекта.

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере.

По итогам мониторинга выявлена необходимость законодательного урегулирования тех сфер общественных отношений, определенных законопроектом. Ввиду особого статуса Центра, сфера отношений, предлагаемых к урегулированию законопроектом,  не регулируется другими законодательными актами. Предлагаемые поправки позволят отрегулировать на законодательном уровне сферу инвестиционного налогового резидентства. Детализация применения предлагаемых правовых норм будет осуществляться программой налогового инвестиционного резидентства, утверждаемой актом Центра. Программу предполагается утвердить по согласованию с заинтересованными государственными органами.

Поправки по вопросам трудовых отношений, закупок, необходимы для установления более четкой степени правовой определенности в данных сферах общественных отношений в рамках особого режима Центра.            

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта.

Принятие законопроекта не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий. Рисков социального характера нет. Более того, программа инвестиционного налогового резидентства способна привлечь существенные инвестиции в экономику страны. 

Законопроект не влечет правовых последствий и необходимости в последующем привидении действующего законодательства Республики Казахстан в соответствии с его нормами нет. Как было отмечено выше, немаловажным является то, что юридическая реализация предлагаемых изменений через законодательство МФЦА, ввиду его конституционного статуса, позволит ограничиться законодательными изменениями в Конституционный закон.

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом.

Не потребуется.

 

9. Урегулированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Не регламентируется.

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

По отдельным вопросам, определенным законопроектом, имеется определенный зарубежный опыт.

По вопросам инвестиционного налогового резидентства

Проведенный анализ показывает, что рынок инвестиционного резидентства, т.е. программ, предполагающих получение инвестором право на пребывание в стране в обмен на определенный объем инвестиций, переживает период значительного роста. Наиболее успешные в этом отношении страны ежегодно выдают от 2 тыс. до 3 тыс. разрешений на временное или постоянное место жительство (далее – «МЖ»), привлекая в совокупности от $500 млн. до $1 млрд. от заинтересованных инвесторов. Так, 70% заявок на американские визы EB-5 по итогам 2016 г. поступило от граждан Китая. В среднем за 2001-2010 гг., более половины иммиграционных виз Канады для инвесторов были выданы гражданам Китая, в то время как в рамках аналогичной программы Австралии, их доля в 2009-2013 гг. достигала 60-70%. С каждым годом число стран, предлагающих возможность получения резидентства или гражданства взамен на инвестиции, растет, что повышает конкуренцию на этом рынке и делает его все более разнообразным для инвесторов. Если в 1990 г. насчитывалось всего 5 подобных программ, их число увеличилось до 19 к 2000 г., 43 - к 2010 г., а сегодня в мире функционирует порядка 85 программ. При этом, 80% спроса на рынке инвестиционного резидентства приходится на англоговорящие страны, среди которых наибольшей популярностью среди инвесторов, несмотря на дороговизну, пользуются программы США, Канада, Великобритания и Гонконга. Большинство сегодняшних программ предоставляют инвесторам возможность временного (2 – 5 лет) или постоянного места жительства, с последующей возможностью получения гражданства. В некоторых случаях инвесторам может понадобиться провести определенный период времени в стране для дальнейшего продления пребывания. Некоторые страны, такие как представители Карибского бассейна, предлагают незамедлительное получение гражданства.

Изучив зарубежный опыт по данному вопросу, предлагается построение инвестиционной программы МФЦА. Это обусловлено несколькими соображениями. Во-первых, приток новых инвестиций будет способствовать повышению активности на площадке МФЦА, что очень важно на первоначальном этапе развития центра. Во-вторых, инвестирование в инструменты, обращающиеся в правовом поле МФЦА, действующим по принципам английского права, даст определенную уверенность инвесторам с точки зрения сохранности инвестированных средств. В-третьих, юридическая реализация предлагаемой программы через законодательство МФЦА, ввиду его конституционного статуса, позволит минимизировать объем законодательных изменений и запустить программу в максимально короткие сроки. При этом, следует отметить, что определяющими факторами в выборе инвесторами той или иной программы инвестиционного резидентства являются экономическая и политическая стабильность, качество жизни и окружающей среды, качество услуг образования и здравоохранения, возможность безвизового передвижения, развитость сети воздушного транспорта. 

Заметно уступая странам с аналогичными программами по этим показателям, Казахстану необходимо предложить потенциальным инвесторам чрезвычайно привлекательные условия для того, чтобы программа была конкурентной и успешной. И наиболее действенным способом повышения спроса, к программе, с точки зрения быстроты реализации, является налоговое стимулирование и исключение обременительных требований в отношении физического пребывания инвестора и его семьи в стране.  Исходя из опыта, инвесторам будет предоставлена максимальная гибкость в выборе инструментов для инвестирования, что будет оговорено условиями программы инвестиционного налогового резидентства, которую предполагается утвердить актом Центра.

Пример одной из европейских стран - Латвии. В апреле 2010 года запускается программа «Golden Visa». Низкий инвестиционный порог (140 тыс. евро для Риги и 70 тыс. евро для других регионов) обеспечил программе мгновенную популярность. По данным Управления по делам гражданства и миграции страны, в 2011 году было предоставлено 1300 виз покупателям недвижимости и членам их семей; 2200 виз в 2012 году; 3100 виз в 2013 году и почти 5000 покупателей недвижимости в 2014 году. Необходимо отметить, что около 70% всех инвесторов, получивших латышское резидентство, были российскими инвесторами. Смотря на успех Латышской программы, которая за 7 лет выдала более 7000 виз, правильное позиционирование и продвижение программы вместе с существующими льготами могут создать привлекательную среду для получения инвесторского резидентства, которая в ответ принесет дополнительные инвестиции в страну. Данный прогноз включает в себя ограниченное количество переменных, при более детальном прогнозе возможно включить косвенную пользу в туристическую отрасль и в гражданскую авиацию путем увеличения воздушного трафика для казахстанских авиакомпаний.

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.

Налоговые вопросы по инвестиционному налогового резидентству.

Ввиду того, что сама программа еще не введена, все данные по налогам является более чем условными, тем более необходимо учитывать разный уровень дохода индивидуальных инвесторов, которые будут вовлечены по данной программе инвестиционного налогового резидентства. В свою очередь, условные данные по налогам выглядят следующим образом.   

В настоящее время в Республике Казахстан действуют 53 Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (далее – Конвенции), заключенных Республикой Казахстан с иностранными государствами. В отношении граждан стран, с которыми заключены Конвенции, налогообложение будет происходить согласно положениям Конвенций.

В отношении же дохода граждан тех стран, с которыми Конвенции не заключены, но кто является налоговым резидентом РК, будет действовать Налоговый Кодекс РК. Согласно статьям 317 и 320 Налогового кодекса зарубежный доход резидента РК в виде дивидендов облагается по 5% ставке, все же остальные зарубежные доходы этого физического лица облагаются по 10% ставке.

Ожидается, что инвесторами программы инвестиционного налогового резидентства станут иностранцы с примерным зарубежным доходом в 500 тыс. – 2 млн. долл. США с примерным соотношением доходов от дивидендов к другим видам дохода 15% к 85%. Также предполагается, что 80% участников программы инвестиционного налогового резидентства составят граждане стран-участников Конвенций. Остальные 20% участников программы прибудут из стран, с кем конвенции не заключены, таким образом приблизительный расчет налога на зарубежный доход инвестиционного резидента программы будет следующий:

Получается, что при зарубежном доходе от 500 тыс до 2 млн долларов США доход инвестора в виде дивидендов составит от 75 тыс до 300 тыс долл США, в то время как доход из других источников будет от 425 тыс до 1.7 млн долл США. При налоговой ставке на доход в виде дивидендов и из других источников 5% и 10% соответственно, получается, что инвестор освобождается от 3.7 тыс до 15 тыс долл США на доход в виде дивидендов и от 42.5 тыс до 170 тыс долл США на доход из других источников при участии в программе инвестиционного резидентства.

При пессимистичном спросе на программу освобожденный от уплаты налог на зарубежный доход инвесторов не из стран-участников Конвенции в первые пять лет действия программы инвестиционного резидентства будет варьироваться от 37.5 тыс до 450 тыс долларов США на доход в виде дивидендов и от 425 тыс до 5.1 млн млн долл США на доход из других источников. При реалистичном спросе на программу на тот же период времени эти данные составят от 75 тыс до 1.5 млн долл США на доход в виде дивидентов и от 850 тыс до 17 млн долл США на другие виды дохода. При оптимистичном спросе на программу инвесторы из стран, с которыми РК не заключила Конвенции, будут освобождены от налогов от 150 тыс до 3.1 млн долл США на зарубежный доход в виде дивидендов и от 1.7 млн до 35 млн долл США на другие виды зарубежного дохода.

Относительно поправок по освобождению от  НДС

1.            Следует отметить, что в случае непринятия предлагаемой поправки по органам МФЦА возникнет необходимость дополнительного финансирования Органов и организаций МФЦА из бюджета на сумму НДС, так как будет начисление НДС на получаемые бюджетные средства по программе «Целевое перечисление». Это обусловлено тем, что по действующему Налоговом кодексу имеет место двоякое толкование, и предусмотрена норма о том, что целевые перечисления, получаемые из бюджета, не являются оборотом по реализации только для организации ЭКСПО. Таким образом, при непринятии предлагаемой поправки предполагаемые расходы на НДС Органов МФЦА по целевому перечислению, потребующей финансирования из бюджета составят:

на 2018 год – 3,1 млрд. тенге (25,7 млрд. тенге- условный оборот);

на 2019 год – 3,2 млрд. тенге (26,4 млрд. тенге – условный оборот);

на 2020 год – 3,2 млрд. тенге (26,4 млрд. тенге – условный оборот).

2.            Также предлагается поправка о том, что выполненные работы и оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, не являются оборотом по приобретению работ и услуг от нерезидента, если работы выполнены и услуги оказаны Органам Центра и (или) их организациям. Необходимость поправки обусловлена тем, что Органы МФЦА, не имея как таковых оборотов по реализации (оказание услуг, выполнение работ, продажа товаров), облагаемых НДС, обязаны осуществлять уплату НДС за нерезидентов. Так как НДС за нерезидентов является возвратным из бюджета, как таковой речи о потери бюджета по НДС за нерезидентов не идет. Можно только говорить про потерю бюджета в так называемом «авансировании» бюджета. Это означает, что налогоплательщик вначале уплачивает в бюджет НДС за нерезидентов, затем по истечении установленного времени (по отнесению в зачет после оплаты и по подаче декларации по НДС) имеет право заявить на возврат НДС за нерезидентов (возврат осуществляется по заявлению и только после налоговой проверки), что занимает на практике определенное время (год и более). То есть на значительное время отвлекаются целевые бюджетные деньги из оборотов Органов МФЦА. Предварительный расчет НДС за нерезидента:

 на 2018 год- 605 млн. тенге (5,04 млрд. тенге – оборот);

на 2019 год - 605 млн. тенге (5,04 млрд. тенге – оборот);

на 2020 год - 605 млн. тенге (5,04 млрд. тенге – оборот).

3.            Освобождение услуг, указанных в п.3 статьи 6 действующей редакции Конституционного закона необходимо в целях исключения их дискриминации по отношению финансовым операциям, осуществляемым на финансовом рынке РК вне правового режима Центра, освобождённым от уплаты НДС в соответствии  со ст. 397 Налогового кодекса. В настоящее время нет данных по оборотам участников МФЦА, в то же время, сумма прогнозируемого начисления НДС от услуг на примере Биржи МФЦА составляют следующие цифры: 

2018 г. - 47, 16 млн (393 млн оборот)

2019 г. - 264 млн (2 200 млн оборот)

2020 г. - 312 млн (2 600 млн оборот)

Скачать приложение

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!