КОНЦЕПЦИЯ к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан, совершенствования системы государственного управления и межбюджетных отношений»

  • 09.07.2019
  • |
  • 0
  • |
  • 944
  • |
  • 0

Дата письма 03.07.2019

Дата рассмотрения до: 11.07.2019

КОНЦЕПЦИЯ

к проекту Закона Республики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан, совершенствования системы государственного управления и межбюджетных отношений»

 

1. Название проекта закона.

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан, совершенствования системы государственного управления и межбюджетных отношений» (далее – проект Закона).

 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона.

Разработка проекта Закона обусловлена необходимостью реализации Указа Президента Республики Казахстан от 23 марта 2019 года № 6
«О переименовании города Астаны – столицы Республики Казахстан в город Нур-Султан – столицу Республики Казахстан» (далее – Указ), в соответствии с которым город Астана – столица Республики Казахстан переименована в город Нур-Султан – столицу Республики Казахстан.

20 марта 2019 года Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своей инаугурационной речи после принятия президентской присяги предложил переименовать город Астану в город Нур-Султан в честь Первого Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.Н.

23 марта 2019 года Президентом Республики Казахстан Токаевым К.К. подписаны Закон Республики Казахстан «О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан», предусматривающий переименование столицы в город Нур-Султан и Указ.

В этой связи, Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан Сагинтаевым Б.А. в целях приведения законодательства в соответствие с внесёнными изменениями дано поручение Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан (№ 19-51-15.64 от 27 марта 2019 года), совместно с Верховным Судом, госорганами непосредственно подчиненными и подотчетными Главе государства и иными центральными госорганами обеспечить разработку и представление на согласование в Администрацию Президента Республики Казахстан пакета поправок в законодательные акты.

Также предлагается внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан, направленных на реализацию Указа Главы государства от 13 июня 2019 года № 13 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Казахстан», в соответствии с которым проведена реорганизация в Службе государственной охраны Республики Казахстан.

Вместе с тем, Главой государства в Послании к народу Казахстана
от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» поручено в рамках фискальной децентрализации решить вопрос передачи местным бюджетам поступлений от корпоративного подоходного налога
(далее – КПН) с малого и среднего бизнеса (далее – МСБ).

В настоящее время за местными бюджетами закреплены такие налоговые поступления как индивидуальный подоходный налог, социальный налог, налог на имущество, земельный налог, налог на транспортные средства, платы, сборы, регистрационные сборы, лицензионные сборы, государственные пошлины. Данные налоговые поступления имеют стабильный характер и не зависят от воздействия внешних факторов.

Вышеуказанные налоги поступающие в местный бюджет являются стабильными, менее подвержены воздействию экономических циклов, а также имеют высокую степень собираемости, т.к. взимаются с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку.

Вместе с тем, вышеуказанные поступления не стимулируют местных исполнительных органов к развитию региональной экономики.

Необходимо отметить, что поступления КПН от крупных налогоплательщиков являются наиболее подверженные волатильности.

В связи с чем принято решение передать в местный бюджет поступления от КПН от МСБ.

Согласно Налогового законодательства плательщиками КПН являются юридические лица – резиденты, нерезиденты Республики Казахстан, за исключением государственных учреждений.

Объектом обложения КПН являются налогооблагаемый доход, доход, облагаемый у источника выплаты, чистый доход юридического лица.

Доходы местных бюджетов по предварительным расчетам при передаче КПН от МСБ увеличатся на 328,8 млрд. тенге (по данным 2018 года).

Передача в местные бюджеты КПН от МСБ усилит стимул местных исполнительных органов по повышению экономической активности в регионе, развитию МСБ и увеличению доходов местных бюджетов, а также сократит зависимость местных бюджетов от республиканского бюджета.

В этой связи, предполагается внесение изменений в статьи 49, 50, 51, 52 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.

 

3. Цели принятия проекта закона.

Целью внесения изменений и дополнений в отдельные законы является приведение законодательства в соответствие с внесёнными изменениями в части переименования столицы в город Нур-Султан, а также стимулирование местных исполнительных органов по расширению налоговой базы и увеличению доходов местных бюджетов и приведение некоторых законодательных актов в соответствие с решениями Главы государства по вопросам совершенствования системы государственного управления, что подразумевает усиление критериев отбора и унификации прохождения службы в Службе государственной охраны Республики Казахстан сотрудниками и военнослужащими.

 

4. Предмет регулирования проекта закона.

Предметом регулирования проекта Закона являются общественные отношения в области административно-территориального устройства Республики Казахстан, а также регулирование межбюджетных отношений.

 

5. Структура и содержание проекта закона.

Проект Закона состоит из двух статей.

Первая статья проекта Закона предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1.   Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года;

2.   Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года;

3.   Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года;

4.   Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года;

5.   Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 25 декабря 2017 года;

6.   Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств»;

7.   Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 года «О связи»;

8.   Закон Республики Казахстан от 7 января 2005 года «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан»;

9.   Закон Республики Казахстан от 21 февраля 2005 года «Об органах военной полиции»;

10.            Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О статусе столицы Республики Казахстан»;

11.            Закон Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года «О специальных государственных органах Республики Казахстан»;

12.            Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении»;

13.            Закон Республики Казахстан от 29 ноября 2016 года «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2017 – 2019 годы»;

14.            Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

15.            Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года «О естественных монополиях».

Вторая статья проекта Закона предусматривает порядок введения в действие законопроекта.

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере.

В результате проведенного правового мониторинга противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм выявлено не было.

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона.

Принятие проекта Закона не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий. Вместе с тем, принятие Закона позволит бесперебойно и слаженно функционировать государственным органам и иным организациям, в первую очередь, судебным, местным представительным и исполнительным и налоговым органам, а также отрегулировать межбюджетные отношения, внести необходимые изменения в республиканский бюджет и другие вопросы. А также, принятие проекта Закона позволит усилить критерии отбора и унификации прохождения службы в Службе государственной охраны Республики Казахстан сотрудниками и военнослужащими.

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона.

Необходимости одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом нет.

 

9. Урегулированность предмета проекта Закона иными нормативными правовыми актами.

Предмет проекта Закона урегулирован Законами Республики Казахстан от 23 марта 2019 года «О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан» и от 8 декабря 1993 года «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» и Указом Президента Республики Казахстан от 13 июня 2019 года № 13 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Казахстан».

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта.

Практика переименования городов в честь государственных деятелей пришла в большей степени из Европы. Еще в древности в мире появлялись города с названием Александрия в честь выдающегося полководца Александра Македонского.

В 1791 году столица Соединенных Штатов Америки – Вашингтон был переименован в честь первого президента США и основателя города Джорджа Вашингтона.

Город Сайгон (ныне Хошими́н), бывший столицей Южного Вьетнама, во второй половине прошлого столетия, был также переименован в честь первого президента Вьетнама Хо Ши Мина.

Столица Республики Гайаны – Джорджтаун – названа в честь английского короля Георга III.

Веллингтон – столицу Новой Зеландии – назвали в честь Артура Уэлсли, герцога Веллингтонского.

Столицей России некогда был город Санкт-Петербург, основанный царем Петром I.

Альбервиль – город во французском департаменте Савойя в регионе Рона – Альпы. Город назван в честь короля Сардинского королевства Карла Альберта.

Гамильтон – административный центр Бермуд. Город назван в честь сэра Генри Гамильтона, губернатора в период с 1778 по 1794 гг.

Касательно передачи КПН от малого и среднего бизнеса

Проведенный анализ по изучению международного опыта касательно передачи корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса в местный бюджет показывает, что в мире существует практика по передаче подоходного налога юридических лиц от среднего и малого бизнеса в местный бюджет. К примеру, интересен опыт Испании по формированию местного (муниципального) бюджета. Одним из основных налогов, поступающих в местный (муниципальный) бюджет является налог на экономическую деятельность, который схож с казахстанским корпоративным подоходным налогом от среднего и малого бизнеса. Плательщиками данного налога являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Он был введен с целью усиления контроля за сбором налогов с малого и среднего бизнеса, составляющих основу экономики Испании. Данный налог дает местным бюджетам 3,4% от общих доходов.

В Японии доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Структура доходов местных органов власти состоит из местных налогов, из отчисления от общегосударственных налогов, из дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий, а также неналоговых поступлений. В Японии одним из основных налогов, поступающих в местный бюджет является префектурный подоходный налог. Плательщиками данного налога являются юридические лица.

В бюджетном законодательстве Германии определены 3 вида уровня бюджета: бюджет федерации (центральный бюджет), бюджет земель (региональные бюджеты), и бюджет общин (местные бюджеты). В доход бюджетов общин (местные бюджеты) поступают различные административные сборы и доходы от местных лицензий. К доходам от местного хозяйства относятся доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов. Общины Германии получают 15 процентов поступлений от подоходного налога. Кроме этого, в бюджет общины поступает налог с предприятий. Финансовая система Германии по формированию местных бюджетов усовершенствована, а также направлена на увеличение поступлений в местный бюджет за счет развития предпринимательства.

Как показал проведенный анализ, в мире существует практика передачи подоходного налога с юридических лиц в местные бюджеты.
В разных странах мира механизм формирования местных бюджетов отличается друг от друга.

Для Казахстана интересен данный мировой опыт, в особенности совершенствования вопросов формирования доходной части местных бюджетов.

Внедрение опыта выше указанных стран в Казахстане приведет
к стимулированию местных исполнительных органов по расширению налоговой базы и увеличению доходов местных бюджетов, а также к усиленной заинтересованности регионов в развитии малого и среднего бизнеса.

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона.

В части переименования столицы в город Нур-Султан реализация данного проекта Закона не повлечет финансовых затрат из республиканского бюджета.

При этом, по вопросу совершенствования межбюджетных отношений предполагаемое уменьшение поступлений КПН от среднего и малого бизнеса в республиканский бюджет будет урегулировано сокращением выделяемых трансфертов местным бюджетам.

Скачать приложение

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!