Каждый шестой налоговик – настоящий!
- 19.09.2014
- |
- 0
- |
- 1680
- |
Только одна из шести налоговых проверок в Казахстане – запланированная, и, по сути, пять остальных проводятся незаконно, отметили в ходе налогового форума в южной столице эксперты Министерства финансов РК.
Из 600 предложений, озвученных экспертами налоговой сферы для внесения в концепцию нового закона по вопросам налогообложения, приняты 225 поправок, отметил сегодня в ходе ежегодной налоговой конференции в Алматы первый вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов.
Законопроект по вопросам налогообложения находится в мажилисе парламента РК. Он предусматривает проведение налоговой амнистии путем списания с плательщиков пени и штрафов, числящихся на их лицевых счетах, на 1 января 2014 года и не уплаченных на 1 октября 2014 года. Второй пакет поправок направлен на стимулирование сельхозпереработки и рост конкурентоспособности субъектов агропрома. Планируется реформировать порядок их налогообложения. Вносятся изменения в части передачи органам местного самоуправления индивидуального подоходного налога с доходов необлагаемых источников выплаты, налога на имущество, землю и транспорт с физических лиц, поступающих в настоящий момент в областной и районный бюджет с зачислением их на специальные внебюджетные счета в органах казначейства. В рамках совершенствования налогового администрирования планируется сокращение налоговых отчислений. Предлагается снятие по заявлению налогоплательщика с регистрационного учета в качестве индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, а также крестьянских или фермерских хозяйств, не состоящих на учете по отдельным видам деятельности без проведения дополнительной проверки и камерального контроля. Автоматическое снятие с регистрационного учета в качестве ИП при непредставлении очередного расчета стоимости патента по истечении 60 дней со срока его представления. Планируется внедрить механизм представления отдельных видов налоговой отчетности через Центры обслуживания населения, отметил Марат Кусаинов.
Вице-министр финансов РК Ардак Тенгебаев сказал, что удобство и доступность взимания налогов и их прозрачность - главный вопрос, который сегодня беспокоит предпринимательское сообщество в сфере налогообложения. В течение пяти лет Ассоциация налогоплательщиков Казахстана проводит независимую оценку оказания фискальных услуг. Их качеством по результатам 2013 года удовлетворены 87% субъектов бизнеса и 86% населения. Пять лет назад ими были удовлетворены 46% субъектов бизнеса и 51,3% граждан. Проводимые реформы по либерализации администрирования связаны с переносом акцента с налоговых проверок на камеральный контроль, на основе системы управления рисками, упрощение порядка ликвидации нерисковых плательщиков без налоговой проверки. В 2013 году была проведена централизация проверок на областном уровне, что позволило сократить их количество в разы и снизить издержки бизнеса на исполнение требований налоговых органов.
Заместитель председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан Толганай Ботаканова привела статистику по досудебному обжалованию результатов налоговых проверок. За последние пять лет налогоплательщиками в налоговые органы было обжаловано 2524 жалобы на уведомления результатов фискальных проверок, в среднем 505 жалоб в год. Динамика показывает увеличение роста досудебных обжалований. В 2009 году этой процедурой воспользовались всего 1,2% проверенных налогоплательщиков, то в 2013 году показатель составил 2, 8%. Средний показатель обжалований 2,2% от количества всех проведенных проверок. Процент удовлетворений жалоб налогоплательщиков составляет в среднем 33,5%, что соответствует аналогичным показателям в развитых странах. Однако плательщики в суд пока обращаются чаще, чем в налоговые органы и не пользуются правом досудебного рассмотрение дел.
Наиболее распространенная категория обращений связана с различным толкованием норм законодательства. Вторая категория основана на разногласиях в различных оценках юридических фактов по размерам налоговых обязательств. И третья категория связана с процедурными моментами при проведении проверок.
Среди наиболее острых вопросов, по которым возникают между фискальными органами и налогоплательщиками недомолвки остаются: система взимания налогов с нерезидентов, обоснованность платы за эмиссию, вопросы трансфертного ценообразования, неполное оформление или отсутствие первичных документов, взаиморасчеты с предпринимателями, если регистрация предприятия признана недействительной, налоги для недропользователей и схема начисления и возврата НДС.
«Каждая пятая жалоба подается по факту неправильного первичного оформления документов, что порождает налоговые споры. Также много вопросов в сфере управленческих и административных нестыковок. С 2014 года внесены изменения, которые должны урегулировать порядок досудебного рассмотрения налоговых жалоб. А с 2015 года будет отменено требование о приложении к жалобе документов по налоговой отчетности. Сейчас это является одним из оснований в отказе от рассмотрения жалобы », - отметила г-жа Ботаканова.
Эксперты отметили, что один раз в шесть месяцев на сайте Генеральной прокуратуры Республики Казахстан должен публиковаться перечень организаций, в которых должны пройти плановые проверки.
Заместитель председателя Налогового комитета министерства финансов РК Аргын Кипшаков отметил, что количество налоговых проверок за последние 5 лет снизилось в 2, 5 раза. Однако все еще значительную долю занимают внеплановые проверки, которые в 2013 году в пять раз превысили плановые. В процентах это выглядит следующим образом: плановые проверки 17%, внеплановые – 83%. За 2013 год структура налоговых проверок по субъектам инициирования сложилась таким образом: по заявлению налогоплательщика на ликвидацию -86%, камеральный контроль -5%, плановые проверки – 4%, по возврату НДС- 3%, в рамках уголовно-процессуального кодекса-2%.
Анализ по срокам проведения проверок показал, что среднее количество трудозатрат на налоговые проверки крупных налогоплательщиков не уменьшается. Срок проведения таких проверок составляет 177 дней. Длительные сроки проведения проверок сказываются на их качестве. Одной из причин, которая ведет к затягиванию процесса, связано с тем, что бухгалтерский учет в Казахстане ведется по разным программам, что осложняет процедуру проверок.
Чтобы решить эти проблемы специалисты предлагают переходить на форму электронного аудита. С 2005 года система начала активно внедряться в Португалии, где были получены достаточно хорошие результаты.
Предлагается с 2016 года при проверке крупных налогоплательщиков внедрить e-аудит и в РК. Для этого в 2015 году планируется подготовка автоматизированной системы бухучета среди крупных налогоплательщиков. Предусмотрена поправка к статьям 14 и 19 Налогового кодекса в части введения в обязанности крупных налогоплательщиков предоставления при фискальных проверках показателей бухучета в электронном виде.
Председатель Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жанар Ертлесова заметила, что система электронного аудита своевременное нововведение, но необходимо, чтобы на практике все было исполнено так, как в той же Португалии, ведь в Казахстане, несмотря на либерализацию налогового законодательства, доля теневого сектора в экономике выросла за последние пять лет с 20 до 30%.
С 1 января 2015 года планируется введение системы электронных счет-фактур, что должно исключить факты встречных проверок со стороны налоговых органов.
Начальник 5 управления Департамента по раскрытию экономических преступлений Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Майкен Базгенова отметила, что среди наиболее часто встречаемых правонарушений в области налогообложения остаются полное или частичное неотражение результатов финансовой или хозяйственной деятельности предприятий в документах бухучета, осуществление сделок без документального оформления. Неоприходование товарно-материальных ценностей и денежной выручки в кассах, использование необоснованных изъятий и скидок, незаконное использование налоговых льгот, завышение стоимости сырья и топлива. Среди других правонарушений: работа с черным налом, отнесение на издержки производство затрат не предусмотренных законодательством, искажение экономических показателей, позволяющих уменьшить размер налогооблагаемой базы. Использование особых отношений со специально созданными аффилированными фирмами в оффшорных зонах.
Комментарии