Изменения в Налоговый Кодекс по применению способов и мер принудительного взыскания внесенные с 01.01.2018г..

  • 28.09.2018
  • |
  • 0
  • |
  • 1385
  • |
  • 0

Дата письма 28.09.2018

Изменения в Налоговый Кодекс по применению способов и мер принудительного взыскания внесенные с 01.01.2018г..

 

Главами 13 и 14 Налогового кодекса предусмотрены способы обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания налоговой задолженности.

Необходимо отметить, что ряд норм глав 13 и 14 Налогового кодекса, предусматривающих применение способов обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности с использованием системы управления рисками, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» вводится в действие с 1 января 2019 года.

Таким образом, с 1 января 2018 года порядок применения способов обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности существенных изменений не претерпел.

Вместе с тем, изменения коснулись следующего.

В связи с многочисленными фактами обжалования уведомлений о погашении налоговой задолженности и требованиями налогоплательщиков о приостановлении его действия в период обжалования, Налоговым кодексом предусмотрена норма, предусматривающая, что в  случае обжалования налогоплательщиком уведомления о погашении налоговой задолженности применение способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства до вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы не приостанавливается (пунктом 6 статьи 116 Налогового кодекса).

В случае приостановления расходных операций по банковским счетам налогоплательщику помимо уплаты налогов и платежей в бюджет, таможенных платежей и социальных платежей, предоставлена возможность уплаты пени, начисленных за их несвоевременную уплату, а также штрафов, подлежащих внесению в бюджет (подпункт 1) пункта 2 статьи 118 Налогового кодекса).

Налоговым кодексом прямо установлена обязанность налогоплательщика безусловного исполнения распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе путем перечисления в бюджет поступающих наличных денег не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их поступления (пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса).

При обжаловании уведомления о результатах проверки решение об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика выносится только в том случае, если такое уведомление содержит сведения о сумме начисленных налогов и платежей в бюджет, и пени, а также о сумме превышения налога на добавленную стоимость, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату (подпункт 2 пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса).

При наличии у налогоплательщика (налогового агента) на праве собственности имущества, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации, либо имущества, подлежащего государственной регистрации, описи, в первую очередь, подвергается такое имущество (часть вторая пункта 7 статьи 120 Налогового кодекса).

В связи с многочисленными жалобами налогоплательщиков относительно наложения органами государственных доходов обременения прав на все имущество, зарегистрированное в уполномоченных органах, независимо от суммы налоговой задолженности или обжалуемой суммы налогов и платежей в бюджет, новым Налоговым кодексом предусмотрены случаи (помимо отмены решения об ограничении в распоряжении имуществом), при которых орган государственных доходов направляет сообщение в уполномоченные государственные органы для прекращения обременения прав на имущество.

Так, такое сообщение направляется после составления акта описи имущества, для прекращения прав на имущество, которое не указано в акте описи, то есть фактически не является ограниченным.

Кроме того, вышеуказанное сообщение направляется в случае реализации уполномоченным юридическим лицом ограниченного в распоряжении имущества, когда такая реализация не привела к погашению налоговой задолженности налогоплательщика и, соответственно, отмене решения об ограничении в распоряжении имуществом (пункт 10 статьи 120 Налогового кодекса).

Обращаем внимание, что в целях недопущения нарушения очередности применения мер принудительного взыскания налоговой задолженности Налоговый кодекс исключена норма, согласно которой налогоплательщик не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности представлял в орган государственных доходов акты сверок взаиморасчетов, составленные совместно с дебиторами и подтверждающие суммы дебиторской задолженности, на основании которых орган государственных доходов выставлял инкассовые распоряжения на банковские счета дебиторов до выставления таких распоряжений на банковские счета самого налогоплательщика-должника.  Таким образом, налогоплательщик обязан представить только список дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности (пункт 2 статьи 123 Налогового кодекса).

Вместе с тем, орган государственных доходов в целях выявления дебиторов налогоплательщика вправе использовать данные информационных систем органов государственных доходов (пункт 2 статьи 123 Налогового кодекса).

При этом сокращены обязательные реквизиты акта сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебитором (пункт 3 статьи 123 Налогового кодекса).

Кроме того, в случае списания денег с банковских счетов дебитора, открытых в нескольких банках, в размере, превышающем сумму, указанную в инкассовом распоряжении, излишне списанная сумма возвращается органом государственных доходов дебитору на основании его заявления (пункт 6 статьи 123 Налогового кодекса).

Обращаем внимание, что принципиально изменился порядок взыскания налоговой задолженности налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой (далее – физическое лицо).

Так, в случаях неуплаты или неполной уплаты физическим лицом налоговой задолженности в размере более 1 МРП, по истечении тридцати рабочих дней со дня вручения уведомления о налоговой задолженности физических лиц орган государственных доходов выносит налоговый приказ о взыскании задолженности физического лица (далее – налоговый приказ) по форме, установленной уполномоченным органом, и не позднее пяти рабочих дней со дня его вынесения направляет физическому лицу.
          При непогашении физическим лицом налоговой задолженности налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогового приказа физическому лицу направляет такой налоговый приказ в органы исполнительного производства для принудительного исполнения в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей
(статья 128 Налогового кодекса).
         Дополнительно сообщаем, что Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения» внесены изменения в Законы Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «Об обязательном социальном страховании», «Об обязательном социальном медицинском страховании», в соответствии с которыми с 1 января 2019 года изменяется порядок взыскания задолженности по социальным платежам.

Так, при образовании задолженности по социальным платежам меры взыскания со стороны органов государственных доходов будут применяться с использованием системы управления рисками в отношении плательщиков, отнесенных к категориям высокого и среднего уровня риска.

Кроме того, изменен порядок взыскания задолженности, который предусматривает направление вышеуказанным плательщикам уведомления о сумме задолженности и последующее приостановление расходных операций по их банковским счетам, а в случае непогашения задолженности – выставление инкассовых распоряжений без приложения списков работников.

Автор: Управление государственных доходов по Алатаускому району г.Алматы

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!