Изменение сроков исполнения налогового обязательства111
- 24.10.2018
- |
- 0
- |
- 1001
- |
Дата письма 24.10.2018
Изменение сроков исполнения налогового обязательства
Со вступления в законную силу с 1 января 2018 года Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс), введены изменения в ряде норм. В том числе, изменения коснулись понятия и порядка изменения сроков исполнения налогового обязательства.
Главой 6 Налогового кодекса предусмотрены нормы по изменению сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат, которые в значительной мере изменены по сравнению с прежним кодексом.
Так, изменением сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат, признается перенос установленного настоящим Кодексом срока их уплаты на более поздний срок либо продление сроков погашения налоговой задолженности.
Если сравнивать с Налоговым кодексом от 10.12.2008г., в новой редакции Кодекса предусмотрены понятия отсрочки и рассрочки. То есть, изменение исполнения налогового обязательства по уплате налогов и плат может быть предоставлено в виде отсрочки, позволяющей перенести срок уплаты налогов с единовременной уплатой налогов на срок до шести месяцев, а также рассрочки с ежемесячной либо ежеквартальной уплатой сумм налогов до трех лет.
Также, в п. 2 статьи 51 Налогового кодекса предусмотрены основания, при наличии одного из которых налогоплательщик может обратиться с заявлением об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и плат. А именно:
1) причинение налогоплательщику ущерба в результате непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации социального, природного, техногенного, экологического характера, военные действия и иные обстоятельства непреодолимой силы);
2) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг налогоплательщиком носит сезонный характер;
3) имущественное положение физического лица, не состоящего на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Республики Казахстан не может быть обращено взыскание), исключает возможность единовременной уплаты налога;
4) принятие судом решения о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности;
5) основной вид деятельности налогоплательщика относится к отрасли экономики, имеющей стратегическое значение согласно законам Республики Казахстан;
6) представление налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности;
7) согласие налогоплательщика с суммами начисленных налогов и (или) плат, указанными в уведомлении о результатах проверки. Положения настоящего подпункта не распространяются на налогоплательщиков, период с даты регистрации, которых в качестве налогоплательщика до даты подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки составляет не менее пяти лет.
Кроме того, согласно Налогового кодекса в старой редакции, решение об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов, поступающих в республиканский бюджет, а также распределяемых между республиканским и местными бюджетами, принималось вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту нахождения. В соответствии с Налоговым кодексом от 25.12.2017г. решение о предоставлении отсрочки или рассрочки будет приниматься органом государственных доходов по месту нахождения налогоплательщика либо органом государственных доходов по месту уплаты налогов и (или) плат.
Вместе с тем, изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат осуществляется под залог имущества налогоплательщика и (или) третьего лица, и (или) под банковскую гарантию.
Тем самым, при наличии одного из оснований, предусмотренных п. 2 ст. 51 Налогового кодекса, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки с приложением предполагаемого графика по уплате налога, отчета оценщика об оценке рыночной стоимости имущества, предоставляемого в залог, либо договора банковской гарантии, заключенного между банком-гарантом и налогоплательщиком и перечня контрагентов-дебиторов с указанием цен договоров.
Автор: Главный специалист отдела принудительного взимания Управления государственных доходов по Алмалинскому району г. Алматы Шымырова Т.Б.
Комментарии