Изменение сроков исполнения налогового обязательства

  • 27.02.2018
  • |
  • 0
  • |
  • 2613
  • |
  • 0

Дата письма 27.02.2018

Изменение сроков исполнения налогового обязательства

Со вступления в законную силу с 1 января 2018 года Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс), введены изменения в ряде норм. В том числе, изменения коснулись понятия и порядка изменения сроков исполнения налогового обязательства.

Главой 6 Налогового кодекса предусмотрены нормы по изменению сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат, которые в значительной мере изменены по сравнению с прежним кодексом.

Так, изменением сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат, признается перенос установленного настоящим Кодексом срока их уплаты на более поздний срок либо продление сроков погашения налоговой задолженности.

Если сравнивать с Налоговым кодексом от 10.12.2008г., в новой редакции Кодекса предусмотрены понятия отсрочки и рассрочки. То есть, изменение исполнения налогового обязательства по уплате налогов и плат может быть предоставлено в виде отсрочки, позволяющей перенести срок уплаты налогов с единовременной уплатой налогов на срок до шести месяцев, а также рассрочки с ежемесячной либо ежеквартальной уплатой сумм налогов до трех лет.

Также, в п. 2 статьи 51 Налогового кодекса предусмотрены основания, при наличии одного из которых налогоплательщик может обратиться с заявлением об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и плат. А именно:

1) причинение налогоплательщику ущерба в результате непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации социального, природного, техногенного, экологического характера, военные действия и иные обстоятельства непреодолимой силы);

2) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг налогоплательщиком носит сезонный характер;

3) имущественное положение физического лица, не состоящего на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Республики Казахстан не может быть обращено взыскание), исключает возможность единовременной уплаты налога;

4) принятие судом решения о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности;

5) основной вид деятельности налогоплательщика относится к отрасли экономики, имеющей стратегическое значение согласно законам Республики Казахстан;

6) представление налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности;

7) согласие налогоплательщика с суммами начисленных налогов и (или) плат, указанными в уведомлении о результатах проверки. Положения настоящего подпункта не распространяются на налогоплательщиков, период с даты регистрации, которых в качестве налогоплательщика до даты подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки составляет не менее пяти лет.

Кроме того, согласно Налогового кодекса в старой редакции, решение об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов, поступающих в республиканский бюджет, а также распределяемых между республиканским и местными бюджетами, принималось вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту нахождения. В соответствии с Налоговым кодексом от 25.12.2017г. решение о предоставлении отсрочки или рассрочки будет приниматься органом государственных доходов по месту нахождения налогоплательщика либо органом государственных доходов по месту уплаты налогов и (или) плат.

Вместе с тем, изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат осуществляется под залог имущества налогоплательщика и (или) третьего лица, и (или) под банковскую гарантию.

Тем самым, при наличии одного из оснований, предусмотренных п. 2 ст. 51 Налогового кодекса, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки с приложением предполагаемого графика по уплате налога, отчета оценщика об оценке рыночной стоимости имущества, предоставляемого в залог, либо договора банковской гарантии, заключенного между банком-гарантом и налогоплательщиком и перечня контрагентов-дебиторов с указанием цен договоров. 

Автор: Ведущий специалист отдела принудительного взимания Управления государственных доходов по Алмалинскому району г. Алматы Шымырова Т.Б.

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!