Если в мире стараются снижать корпоративный налог и увеличивать НДС, то в Казахстане наоборот…

  • 15.05.2008
  • |
  • 0
  • |
  • 1091
  • |
  • 0

В настоящее время наибольшая величина корпоративного налога наблюдается в Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах. Больше половины своей прибыли бизнесмены этих стран вынуждены отдавать государству. Ставка налога в этих двух арабских державах – 55 процентов.
Среди стран, входящих в Европейский союз, максимальная ставка налога была зафиксирована в Германии – 38,36 процента. В Азиатско-Тихоокеанском регионе самым высоким он считается в Японии – 40,69 процента. В Латинской Америке лидером по этому показателю стала Аргентина с 35 процентами.
В большинстве стран налог на прибыль за последние пять лет снизился, в среднем по миру это снижение составило 3,9 процента, что позволяет говорить об общемировой тенденции. Снижение корпоративного налога позволяет государству повысить свою инвестиционную привлекательность, а приток инвестиций дает рост рабочих мест и развитие инфраструктуры. При этом возникает необходимость компенсировать снижение налоговых поступлений, для чего, как показывают данные KPMG, правительства чаще всего прибегают к повышению налога на добавленную стоимость (НДС). Повышение НДС обеспечивает поддержание уровня поступлений от налоговых сборов на прежнем уровне, притом что его негативное влияние на развитие бизнеса слабее. Межстрановые исследования показывают, что НДС по сравнению с прямыми налогами – наименее вредный налог для развития бизнеса. С другой стороны, эффект от снижения налога на прибыль растянут во времени, а рост НДС непосредственно отражается на стоимости товаров, что вызывает недовольство простых граждан.
Самый высокий НДС в мире зафиксирован в европейских странах: Дании и Швеции, а также в Норвегии, где он составил 25 процентов. В Азиатско-Тихоокеанском регионе максимальный НДС в Китае, там он составляет 17 процентов. В Латинской Америке наибольший НДС в размере 23 процентов действует в Уругвае.
Среди стран–участников Европейского союза за последние пять лет налог на прибыль был снижен практически везде. Это можно объяснить как стремлением Евросоюза повысить свою инвестиционную привлекательность, так и необходимостью создания единой налоговой политики на всей своей территории. Вхождение в Евросоюз новых стран из Восточной Европы, таких как Польша, Словакия, Венгрия, в которых налог на прибыль перед их принятием в Евросоюз был значительно снижен, подталкивает страны Старого Света следовать этой тенденции.
На фоне стран Восточной Европы, где налоги для корпораций ниже, стоимость рабочей силы невысокая, а общестрановые риски не отпугивают инвесторов, страны Западной Европы выглядят менее привлекательно. При этом высокие налоговые ставки в Евросоюзе по НДС обеспечивают необходимый уровень налоговых поступлений. Однако и здесь НДС собираются уравнять с общеевропейской величиной. С экономической точки зрения время для снижения налога на прибыль сейчас подходящее. Как отметил главный специалист Goldman Sachs по европейской экономике Эрик Нильсен, сейчас правительствам легче решиться на снижение налогов, поскольку бюджетный дефицит в целом по Европе невелик.
В России налог на прибыль не менялся в течение последних пяти лет и составляет сейчас 24 процента, а НДС – 18 процентов, он был снижен на 2 процента в 2004 году. При обсуждении возможных путей снижения налогового бремени с предпринимателей Министерство финансов РФ говорит о готовности снизить корпоративный налог до 20 процентов, хотя представители крупного бизнеса настаивают, в первую очередь, на снижении НДС. Дело в том, что налог на добавленную стоимость остается самым проблемным для бизнеса, так как его возмещение в установленные законом сроки практически не выполняется и чаще всего происходит в судебном порядке.
В Минфине уверены, что снижение НДС не приведет к значительному улучшению ситуации. НДС является одним из главных в налоговых сборах, так, в 2006 году на него пришлось 30,8 процента всех собранных налогов, при этом на долю корпоративки приходится лишь 17 процентов. Снижение налога на прибыль выглядит вполне логичным, так как при этом поступления сократятся не столь значительно, как при снижении НДС, а экономический эффект будет больше.
Казахстан в этом плане выбрал совершенно индивидуальный путь. Как известно, в нашей стране с 1 января 2008 года НДС снизился с 14 до 13 процентов. При этом в своем февральском послании президент страны Нурсултан Назарбаев заявил, что в ближайшей перспективе этот вид налогообложения снизится еще на один процент. В то же время величина корпоративного дохода у нас уже несколько лет держится на одном уровне – 30 процентов. Такая политика потенциально стимулирует развитие малого и среднего бизнеса. Хотя и происходит это прежде всего за счет крупного. Оно и правильно. Основная доля крупных компаний, работающих на территории Казахстана, по принадлежности либо иностранные, либо национальные. В то же время малый и средний бизнес, особенно на периферии, развит очень слабо. Таким образом, приоритеты расставлены верно. Казахстан сможет поднять и низовые бизнес-слои, и не даст монополизироваться верхушке. Отсюда и уверенность западных финансистов в стабильности казахстанской экономики.

Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!