Электронный аудит в РК придется вводить, вероятно, не только для крупных компаний, но и для МСБ

  • 30.09.2014
  • |
  • 1
  • |
  • 1892
  • |
  • 0

      В Казахстане продолжается обсуждение электронного аудита. На первом этапе он может быть внедрен для крупных налогоплательщиков, а в дальнейшем – для средних и малых. Однако, даже если пока механизм запустят только для крупных компании, малые и средние не смогут остаться в стороне.

   Почему необходимо внедрять систему Е-аудита – пояснил Аргын КИПШАКОВ, заместитель председателя Налогового комитета Министерства финансов РК.
По словам эксперта, тот позитивный факт, что количество налоговых проверок в стране за последние пять лет сократилось более чем в 2,5 раза, совершенно перекрывает огромная доля в их числе внеплановых «встреч» налоговиков и налогоплательщиков. Так, в 2013 году из общего количества 83% пришлось именно на внеплановые. А это не позволяет оптимально распределить трудовые ресурсы для их проведения в течение года. Ситуация такова, что один инспектор может вести одновременно два-три «дела», в год ему приходится осуществлять в среднем семь проверок некрупных компаний. Если же речь идет о крупных налогоплательщиках, то их налоговой отчетностью занимаются сразу несколько человек (как правило – пять), и на такую работу требуется в среднем 177 календарных дней. Такая нагрузка не всегда позволяет специалистам тщательно подготовиться к проверкам: им ведь в каждом случае нужно изучить налоговую отчетность, результаты предыдущих проверок и камерального контроля. Все это негативно отражается на качестве актов проверки, на длительности проведения самой проверки.
Кроме того, качеству мешает непрозрачность проведения проверок, недостаточная квалификация работников отдела аудита (велика текучесть кадров), использование налогоплательщиками разнообразных программ для ведения бухучета, с коими инспектор по идее должен быть знаком очень близко. Сроки затягиваются еще и от того, что налоговые инспектора требуют предоставления сведений на бумажном носителе.
Сделать проверки эффективными и результативными поможет электронный аудит – когда создается и используется единый стандартный документ из автоматизированной системы бухучета налогоплательщиков. Г-н Кипшаков пояснил: «Файл стандартного аудита разработан для удобства аудиторов при проведении проверки и помогает им в тестировании электронных данных учета в целях выявления возможных нарушений налогового законодательства. Файл стандартного аудита содержит данные системы бухучета, включая различные операции, к примеру, расчет с поставщиками, подрядчиками, расчет с подотчетными лицами и т.д., счета к получению, счета к оплате, платежи, основные средства и другие активы. При этом электронный аудит позволяет осуществлять чтение и анализ данных учета предприятия, не нарушая их оригинальной формы. То есть эти данные доступны в режиме только для чтения, исходные данные не меняются, не актуализируются и не удаляются. Международная практика показывает, что внедрение электронного аудита позволяет сократить срок проведения налоговой проверки, уменьшить расходы как налогоплательщика, так и контролирующих органов, обеспечивает прозрачность налоговой проверки, что повлияет на снижение коррупционных проявлений».

    В Казахстане предлагается с 2016 года внедрить электронный аудит при проведении налоговых проверок крупных налогоплательщиков, состоящих на мониторинге. Запуск этого механизма потребует решения некоторых вопросов. В частности, необходимо будет принять правовую базу (и сделать это уже в 2015 году, если систему действительно запустят в 2016-м), подготовить автоматизированные системы бухучета, закрепить в Налоговом кодексе обязанность крупных налогоплательщиков предоставлять налоговым органам во время проверок данные бухучета в электронном виде, провести обучающие семинары для налогоплательщиков и налоговых инспекторов.

Автор: Елена ТУМАШОВА

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!