Что хорошо фискалам, плохо бизнесу и стране

  • 01.10.2012
  • |
  • 0
  • |
  • 1639
  • |
  • 0
Автор: Сергей ЗЕЛЕПУХИН
01.10.2012
Поправки в законодательство, инициируемые налоговиками, приведут к снижению инвестиционной привлекательности Казахстана. Такой вывод напрашивается после анализа выступлений на VII Налоговой конференции, где ее участники, представители правительства – Налогового комитета и Министерства экономического развития и торговли, казахстанских и зарубежных компаний, обсуждали проблемы международного налогообложения. Как оказалось, у компаний скопилось много вопросов и нареканий к представителям налоговых органов.  
Инвойсы для бизнеса 
Начнем с полезной информации — о планах по введению в Казахстане электронных счетов-фактур. Как рассказал на конференции зампред Налогового комитета Аргын Кипшаков, этот процесс разделен на несколько этапов. 
Первый этап предполагает разработку информационной системы электронных счетов-фактур начиная с сентября следующего года. На втором этапе уже в октябре 2013-го предполагается провести ее пилотный запуск для компаний, входящих в состав ФНБ «Самрук-Казына». И на третьем этапе — 1 июля 2014 года — планируется ввод этой системы для всех хозяйствующих субъектов.
Решение компаний — пользоваться этой системой или нет — будет носить, как заверил г-н Кипшаков, добровольный характер, за исключением «Самрук-Казыны» и его «дочек». В качестве аргумента за введение инвойсов представитель Налогого комитета сослался на экономию средств и времени, а также на практику Европейского союза.
- В Евросоюзе принята директива 2010/45/EU от 13 июля 2010 года, в соответствии с требованиями которой все страны — члены Евросоюза приняли соответствующее национальное законодательство, допускающее использование электронных инвойсов, — сослался спикер на опыт ЕС. — Электронные инвойсы применяются в сделках как внутри одного государства, так и между государствами — членами Евросоюза. Используется принцип добровольности применения электронных инвойсов, но более чем в пятнадцати странах при взаимодействии с государственным сектором их использование обязательно. 
Как пояснил налоговик, электронные счета-фактуры широко используются и за пределами ЕС: в Канаде, Сингапуре, США, Австралии и в других странах.
Налоговики против льготных ставок
Но настоящим информационным сюрпризом для участников конференции и прессы стали планы налоговиков внести поправки в отдельные статьи налогового законодательства. Предположительно, на рассмотрение депутатов они будут представлены через неделю. 
Одним из самых значимых изменений для инвестиционной привлекательности страны следует считать намерение фискалов облагать по полной ставке корпоративного подоходного налога на уровне 20% зарубежные специализированные «дочки» казахстанских компаний и банков (как правило, зарегистрированных в Нидерландах и больше известных в нашей стране по аббревиатуре B. V.). 
Напомним, что согласно международной Конвенции об избегании двойного налогообложения сейчас к доходам «дочерних» организаций (ДО) казахстанских компаний и банков применяется льготная ставка КПН на уровне 10%. Однако, похоже, Налоговому комитету этого недостаточно, и он планирует внести поправку, где, кроме ДО, «под окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода следует понимать также лицо, которому выплачивается доход в виде вознаграждения по кредитам (займам), выданным в связи с размещением этим лицом долговых ценных бумаг». 
Другими словами, Налоговый комитет считает (причем, заметим, не без оснований), что конечным получателем, по крайней мере части вознаграждения от привлеченного займа, выступает не «дочерняя» организация резидента, а непосредственно те, кто предоставил ей заемные средства через покупку выпущенных ДО облигаций. Причем, как указано в раздаточных материалах конференции, это новшество налоговиков предполагается ввести задним числом... с 1 января 2009 года!
«На практике, как правило, по условиям договора часть вознаграждений, получаемых нерезидентами в связи с предоставлением займа резиденту РК, передается в дальнейшем держателям облигаций. В таких ситуациях, так как получатель вознаграждений не имеет права распоряжаться частью вознаграждений, он не может признаваться окончательным получателем доходов в этой части», — аргументировали свою позицию представители Налогового комитета. 
В свою очередь представители компаний представили свои доводы, почему этого делать нельзя. 
- Если у страны есть потенциал привлекать иностранный капитал и побеждать в конкуренции по привлечению капитала в страну, то в такой интерпретации (новые поправки) важно (не упустить из виду, что они могут оказать негативное влияние на отношение инвесторов к Казахстану), — весьма политкорректно заметил партнер и руководитель налоговой и юридической практики аудиторской компании Ernst&Young в СНГ Питер Рейнхард.
Но если перевести с политкорректного языка г-на Рейнхарда на обычный, то суть его заявления сводится к тому, что это предложение налоговиков может негативно отразиться на привлекательности Казахстана в глазах иностранных инвесторов.
Примечательно, что среди желающих высказаться по этому вопросу не оказалось представителей самих банков. Особенно странно это выглядело после того, как один из представителей Налогового комитета признался (точнее сказать, выдавил из себя), что по доходам зарубежных специализированных «дочек» банков и компаний налоговики уже произвели расчеты по полной, а не по льготной ставке КПН на уровне 20%. 
Хотя мы привели в этом репортаже только одно мнение, оппонирующее налоговикам, заметим, что дискуссия по предполагаемому новшеству Налогового комитета носила весьма жесткий характер. В итоге председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова пообещала вернуться к этому вопросу и решать его с участием представителей Министерства экономического развития и торговли. Хотя времени что-то менять остается мало. 
От себя также добавим, что в случае принятия поправок в редакции налоговиков почти гарантировано дальнейшее уменьшение и так снизившихся после национализации и реструктуризации обязательств трех казахстанских банков возможностей компаний и БВУ привлекать средства на международных рынках капитала. 
«Фискальная мышеловка»
Не менее интересным на фоне скучных выступлений налоговиков оказалось исследование Ernst & Young инвестиционной привлекательности Казахстана в 2012 году. Чтобы не уходить от темы, приведем только отдельные его выдержки, касающиеся вопросов налогообложения бизнеса в Казахстане. 
Основной вывод аудиторской компании по этому вопросу в отличие от политкорректного заявления партнера Питера Рейнхарда выглядел куда более определенно: сложная система налогового администрирования снижает привлекательность конкурентоспособных ставок.
Согласно исследованию, 38% опрошенных из 211 компаний считают налоговую нагрузку в Казахстане «конкурентоспособной с точки зрения ведения бизнеса». Напомним, ставка корпоративного подоходного налога снижена до 20%, а индивидуального подоходного налога составляет 8%. 
Но мнение бизнесменов меняется кардинальным образом, когда речь заходит о налоговом администрировании. В исследовании говорится, что респонденты считают «достаточно высокими затраты», связанные с соблюдением законодательных требований. При этом налоговые проверки называются ими «часто обременительными», а размер штрафов и пени «непропорционально высокими по сравнению с суммой неуплаченного налога и характером допущенной ошибки». 
В итоге респонденты приходят к весьма жесткому и нелицеприятному для Даулета Ергожина и его подчиненных заключению: «Система налогового администрирования носит карательный характер, хотя должна быть нацелена на предотвращение налоговых нарушений и взаимодействие с налогоплательщиками. Некоторые респонденты отмечают, что в ходе налогового администрирования проявляется недостаточная объективность». 
В исследовании также обращается внимание на то, что «среди областей, вызывающих особую обеспокоенность респондентов, были отмечены применение положений соглашений об избежании двойного налогообложения и возмещение НДС в бюджет».
Кроме того, негативным сигналом для делового сообщества в документе названо «исключение из соглашений по недропользованию положений о стабильности контрактов, поскольку для инвесторов предсказуемость и стабильность системы налогообложения является более важным фактором, чем размер налоговых ставок». 
Дабы изменить существующее положение вещей в исследовании предлагается «проведение политики взаимодействия с налогоплательщиками, основанной на принципе предотвращения налоговых нарушений». Правда, готовность налоговиков пойти на это вызывает большие сомнения. Ведь кто, как не налогоплательщики — бизнес и простые граждане, будет восполнять затраты на дорогостоящие и помпезные пиар-мероприятия Акорды, например Азиаду, саммит ОБСЕ, всевозможные экономические форумы со сказочными гонорарами отдельным его участникам? Не говоря уже о многомиллионных затратах на советников вроде Тони Блэра и рекламу Астаны за рубежом.
Понятно же, что не лично елбасы и политическая элита. Так что рекомендация Ernst & Young в нынешних условиях Казахстана больше похожа на грезы казахстанского бизнеса. 

Газета "Голос Республики" №36 (258) от 28 сентября 2012 года

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!