Борьба с коррупцией в Казахстане

  • 28.11.2017
  • |
  • 0
  • |
  • 11458
  • |
  • 0

Дата письма 28.11.2017

Борьба с коррупцией в Казахстане

 

Борьба с коррупцией в Казахстане продолжается все 23 года независимости. Парадокс в том, что по уровню подверженности коррупции Республика Казахстан образца 1991 года выглядела гораздо более предпочтительно, нежели сейчас, когда это негативное явление приобрело невиданный размах, захватив все сферы жизни и деятельности. Достаточно заметить, что в глобальном рейтинге «Индекс восприятия коррупции» Казахстан сегодня занимает 120 место среди 183 стран. Всевозможные законы, государственные программы и кампании против коррупции не дают почти никакого практического эффекта. Почему так происходит и в чем ключ к искоренению зла, которое угрожает не только социально-экономическому благополучию государства, но и его внутриполитической стабильности? Ответы на эти непростые вопросы уместно начать с понятийной базы. Коррупция (от лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто данный термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Хотя в целом коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по личному усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к стабильному развитию государства. В свою очередь Закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией" дает следующее определение коррупции - это "…не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с исполь-зованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ". ИСТОКИ И ЦЕННОСТНЫЙ РЯД Коррупция существовала везде и во все времена. И вопрос состоит скорее не в том, чтобы свести это явление абсолютно на нет (видимо, сама человеческая природа не позволит достичь этого), а в том, чтобы снизить проявления коррупции до возможно минимального уровня. За свою историю человечеством накоплен немалый опыт противодействия коррупции. Однако в череде различных рычагов и факторов, пожалуй, на первом месте находятся духовно-нравственные ценности, исповедуемые в конкретном обществе. То, что в одних странах воспринимается как преступная продажность должностного лица и подвергается общественной обстуркции, в других странах рассматривается как вполне себе приемлемый поступок и зачастую игнорируется законом. Думается, что к разряду последних можно отнести и Казахстан, хотя так было не всегда. Как известно, мораль советского общества ставила духовные богатства выше материальных. Поэтому в Казахстане, в особенности в среде казахов, престижные должности, в отличие от других южных республик, ценились куда выше хлебных. В Алматы, являвшейся в тот период столицей, административно-партийных, комсомольских руководителей, ученых, преподавателей, писателей и журналистов из числа коренного населения на каждую тысячу было куда больше, чем представителей других национальностей. Зато практически не было казахов в таких доходных сферах того времени, как система мясных отделов гастрономов, торговля пивом и шашлыком, склады, овощные базы и т.п. Там проявляли себя представители почти всего букета южных народов бывшего СССР, диаспоры которых были, кстати, весьма немногочисленные. В 1987 году, в эпоху разгула этнической процентомании, среди ста с лишним держателей пивных точек Алматы казахов насчитывалось не более двух-трех. Здесь над ними, оказывается, имели количественное преимущество даже такие экзотические для Казахстана народы, как ассирийцы (всего 472 лица по переписи 1989 года). Но замещение социализма капитализмом вдохнуло рыночный дух в систему вертикальных и горизонтальных связей в казахстанском обществе, в том числе титульной нации и ее содержательная оболочка быстро наполнилась материальной сутью. Рыночные порядки в этом смысле поменяли знак «минус» на «плюс», и у граждан изменилось отношение к такого рода возможностям на фоне деградации традиционных ценностей и торжества культ денег. Административные, разрешительные и распределительные рычаги, сосредоточенные в руках государственных структур, превратились в ценный «рыночный товар». Утрата довольно эффективного контроля со стороны партийных (Партконтроль) и правоохранительных органов (ОБХСС), помноженная на бурный рост предпринимательства и частной инициативы в период первоначального накопления капитала, дала «пышные» коррупционные всходы. Сообразно новым веяниям изменились и критерии отбора кадров на ответственные государственные посты, где приоритет стал больше отдаваться не профессионализму работника, его высоким моральным качествам, а личной преданности и кумовству. 

Автор: Управление государственных доходов по Наурызбайскому району г. Алматы Ведущий специалист Амантаева А.К.

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!