Более полумиллиона казахстанцев воспользовались возможностью легализовать свое имущество
- Налогообложение в Казахстане
- Налогообложение в мире
- О налоговых программах
- СМИ о нас
- Статьи гос. органов
- 08.05.2008
- |
- 0
- |
- 1550
- |
Причины, которые подтолкнули правительство республики на проведение всеобщей легализации – закономерны. Как следует из пояснительной записки к соответствующему проекту закона, «теневой» оборот в казахстанской экономике сейчас составляет 25–35 процентов от ВВП. Это значит, что каждый третий тенге не облагается налогами. Кроме того, по данным органов статистики, налоговых служб, архитектурно-градостроительных комитетов и центров по недвижимости, на территории Казахстана находится более трех с половиной миллионов объектов недвижимого имущества, из них права на 1 070 447 объектов не оформлены в установленном законодательством порядке.
Причиной «тени», накрывшей треть страны, разработчики проекта назвали нестабильную экономическую ситуацию и отсутствие соответствующей нормативной правовой базы в период становления рыночных отношений. В переводе с официального – в период «дикого рынка» граждане предпочитали не зарабатывать, а воровать. Государство же не могло помешать этому процессу. Теперь же посредством закона власти надеются исправить негативную ситуацию, при которой имущество, реально имеющее собственника, не может принять участие в гражданском обороте из-за того, что права на него не зарегистрированы либо не оформлены надлежащим образом.
В настоящее время можно подвести первоначальные итоги легализации имущества через налоговые органы. В начальной стадии количество подаваемых в налоговые органы заявлений было небольшим. Коренным образом ситуация изменилась после внесения изменений в законодательство в части освобождения сельских жителей от уплаты сбора за легализацию имущества и упрощения процедуры легализации денег. После этого для легализации денег нашим гражданам не нужно было обращаться в налоговые органы, им просто необходимо уплатить 10-процентный сбор. Документ, подтверждающий уплату сбора, являлся подтверждением факта легализации.
После публикации данного нормативно-правового акта наступил «пик» легализации. Он пришелся на февраль. В середине месяца количество ежедневно подаваемых заявлений достигло 8,5 тысячи. Затем вал немного спал, однако накануне каждого из «последних» сроков количество желающих узаконить «теневое» хозяйство вновь возрастало. В настоящее время в связи с окончанием легализации опять наблюдается их рост. В среднем ежедневно подается около 5 тысяч заявлений.
По республике по количеству принятых заявлений выделяются пять регионов:
– Северо-Казахстанская область – 79895;
– Восточно-Казахстанская область – 65145;
– Карагандинская область – 64830;
– Южно-Казахстанская область – 63332;
– Акмолинская область – 49662.
В настоящее время налоговыми органами реализуется завершающий этап легализации в части усиления информационно-разъяснительной работы, выездов в сельские округи и прием заявлений на местах. За весь период налоговые органы опубликовали 1335 разъяснительных статей в газетах и журналах, было проведено 448 интервью, организовано 396 аналитических программ и развернутых сюжетов по телевидению, проведено 264 семинара-совещания и пресс-конференции.
По состоянию на 26 июля 2007 года в налоговые органы поступило 503 302 заявления на легализацию имущества, по предварительным оценкам оцененного на сумму более 56,5 млрд тенге. Из этого количества на сегодняшний момент фактически легализовано имущество по 500 127 заявлениям на сумму 55,8 млрд тенге.
Одним из позитивных явлений, отмеченных в ходе данной акции, стало массовое узаконение сельскохозяйственной техники. Если первоначально сельчане участвовали в процессе легализации не слишком активно, то после их освобождения от налогового сбора выяснилось, что ситуация с техникой на селе не так уж печальна. На сегодняшний день аграрии занимают ведущее место по количеству поданных заявлений. И основная их масса касается легализации сельхозтехники. По предварительным оценкам, общая ее стоимость составляет 10,3 млрд тенге. В том числе в соответствии с поправками в закон освобождена от уплаты сбора техника на сумму 9,9 млрд тенге. Только на начало июля было легализовано 287 484 единицы сельскохозяйственной техники, в том числе 69 291 трактор, 13 246 комбайнов и 7 063 единицы специализированного автотранспорта. При этом иных транспортных средств за тот же период легализовано всего 95 113 единиц, в том числе грузовых автомобилей – 41 056, легковых автомобилей – 15 477, автобусов – 910.
Всего по республике общая стоимость легализованного имущества (включая имущество, легализованное через местные исполнительные органы) составила 644 млрд тенге (5,3 млрд долларов США). Из них наличных денег легализовано на сумму 367,8 млрд тенге (3 млрд долларов США). Интересно, что юридические лица участвовали в процессе легализации весьма пассивно. Основная часть легализованной суммы – 365,4 млрд тенге – пришлась на физических лиц. Тому есть объективные причины. Дело в том, что законом предусмотрены разные процедуры легализации для физических и юридических лиц. В частности, при легализации денег юридическим лицам необходимо представить в налоговый орган большое количество документов. В то же время физическим лицам достаточно уплатить сбор за легализацию имущества без зачисления денежных средств на банковские счета и подачи заявления и иных документов в налоговый орган. В данном случае сам факт уплаты сбора за легализацию является достаточным для признания денег легализованными. Излишний бюрократизм, видимо, и отпугнул всевозможные ТОО и АО от легализации, их владельцы предпочли легализовать средства непосредственно на себя, а не на свою фирму.
В общем по стране наибольшие суммы денег легализованы по Алматы – 274,3 млрд тенге, Астане – 23,2 млрд тенге и Алматинской области – 7 млрд тенге. Остальные регионы можно считать кристально чистыми, поскольку их жители не проявили такой активности по узаконению средств, добытых «теневым» способом.
Всего в республиканский бюджет уплачено 40,8 млрд тенге сбора за легализацию имущества, включая сбор за недвижимое имущество, легализуемое через комиссии при местных исполнительных органах.
Легализация имущества важна и для населения, и для государства в целом, поскольку позволит закрепить права на имущество за правообладателями (владельцами), ускорит формирование среднего класса — социальной основы современного цивилизованного общества.
Такие развитые государства, как Италия, Бельгия, Германия, уже проводили подобные акции. Имеется определенный опыт и в Казахстане — легализация денег 2001 года.
После амнистии будут проведены мероприятия по поиску выведенных ранее из легального оборота капиталов. Эта работа пройдет совместно с международными правоохранительными организациями. Тогда тем, кто не воспользовался предоставленной возможностью, обижаться будет бесполезно. В случае выявления государственными надзорными, фискальными, правоохранительными органами незарегистрированного налогооблагаемого либо оформленного ненадлежащим образом в нарушение действующего законодательства имущества в отношении его владельца будут применены меры административного и уголовного воздействия.
Причиной «тени», накрывшей треть страны, разработчики проекта назвали нестабильную экономическую ситуацию и отсутствие соответствующей нормативной правовой базы в период становления рыночных отношений. В переводе с официального – в период «дикого рынка» граждане предпочитали не зарабатывать, а воровать. Государство же не могло помешать этому процессу. Теперь же посредством закона власти надеются исправить негативную ситуацию, при которой имущество, реально имеющее собственника, не может принять участие в гражданском обороте из-за того, что права на него не зарегистрированы либо не оформлены надлежащим образом.
В настоящее время можно подвести первоначальные итоги легализации имущества через налоговые органы. В начальной стадии количество подаваемых в налоговые органы заявлений было небольшим. Коренным образом ситуация изменилась после внесения изменений в законодательство в части освобождения сельских жителей от уплаты сбора за легализацию имущества и упрощения процедуры легализации денег. После этого для легализации денег нашим гражданам не нужно было обращаться в налоговые органы, им просто необходимо уплатить 10-процентный сбор. Документ, подтверждающий уплату сбора, являлся подтверждением факта легализации.
После публикации данного нормативно-правового акта наступил «пик» легализации. Он пришелся на февраль. В середине месяца количество ежедневно подаваемых заявлений достигло 8,5 тысячи. Затем вал немного спал, однако накануне каждого из «последних» сроков количество желающих узаконить «теневое» хозяйство вновь возрастало. В настоящее время в связи с окончанием легализации опять наблюдается их рост. В среднем ежедневно подается около 5 тысяч заявлений.
По республике по количеству принятых заявлений выделяются пять регионов:
– Северо-Казахстанская область – 79895;
– Восточно-Казахстанская область – 65145;
– Карагандинская область – 64830;
– Южно-Казахстанская область – 63332;
– Акмолинская область – 49662.
В настоящее время налоговыми органами реализуется завершающий этап легализации в части усиления информационно-разъяснительной работы, выездов в сельские округи и прием заявлений на местах. За весь период налоговые органы опубликовали 1335 разъяснительных статей в газетах и журналах, было проведено 448 интервью, организовано 396 аналитических программ и развернутых сюжетов по телевидению, проведено 264 семинара-совещания и пресс-конференции.
По состоянию на 26 июля 2007 года в налоговые органы поступило 503 302 заявления на легализацию имущества, по предварительным оценкам оцененного на сумму более 56,5 млрд тенге. Из этого количества на сегодняшний момент фактически легализовано имущество по 500 127 заявлениям на сумму 55,8 млрд тенге.
Одним из позитивных явлений, отмеченных в ходе данной акции, стало массовое узаконение сельскохозяйственной техники. Если первоначально сельчане участвовали в процессе легализации не слишком активно, то после их освобождения от налогового сбора выяснилось, что ситуация с техникой на селе не так уж печальна. На сегодняшний день аграрии занимают ведущее место по количеству поданных заявлений. И основная их масса касается легализации сельхозтехники. По предварительным оценкам, общая ее стоимость составляет 10,3 млрд тенге. В том числе в соответствии с поправками в закон освобождена от уплаты сбора техника на сумму 9,9 млрд тенге. Только на начало июля было легализовано 287 484 единицы сельскохозяйственной техники, в том числе 69 291 трактор, 13 246 комбайнов и 7 063 единицы специализированного автотранспорта. При этом иных транспортных средств за тот же период легализовано всего 95 113 единиц, в том числе грузовых автомобилей – 41 056, легковых автомобилей – 15 477, автобусов – 910.
Всего по республике общая стоимость легализованного имущества (включая имущество, легализованное через местные исполнительные органы) составила 644 млрд тенге (5,3 млрд долларов США). Из них наличных денег легализовано на сумму 367,8 млрд тенге (3 млрд долларов США). Интересно, что юридические лица участвовали в процессе легализации весьма пассивно. Основная часть легализованной суммы – 365,4 млрд тенге – пришлась на физических лиц. Тому есть объективные причины. Дело в том, что законом предусмотрены разные процедуры легализации для физических и юридических лиц. В частности, при легализации денег юридическим лицам необходимо представить в налоговый орган большое количество документов. В то же время физическим лицам достаточно уплатить сбор за легализацию имущества без зачисления денежных средств на банковские счета и подачи заявления и иных документов в налоговый орган. В данном случае сам факт уплаты сбора за легализацию является достаточным для признания денег легализованными. Излишний бюрократизм, видимо, и отпугнул всевозможные ТОО и АО от легализации, их владельцы предпочли легализовать средства непосредственно на себя, а не на свою фирму.
В общем по стране наибольшие суммы денег легализованы по Алматы – 274,3 млрд тенге, Астане – 23,2 млрд тенге и Алматинской области – 7 млрд тенге. Остальные регионы можно считать кристально чистыми, поскольку их жители не проявили такой активности по узаконению средств, добытых «теневым» способом.
Всего в республиканский бюджет уплачено 40,8 млрд тенге сбора за легализацию имущества, включая сбор за недвижимое имущество, легализуемое через комиссии при местных исполнительных органах.
Легализация имущества важна и для населения, и для государства в целом, поскольку позволит закрепить права на имущество за правообладателями (владельцами), ускорит формирование среднего класса — социальной основы современного цивилизованного общества.
Такие развитые государства, как Италия, Бельгия, Германия, уже проводили подобные акции. Имеется определенный опыт и в Казахстане — легализация денег 2001 года.
После амнистии будут проведены мероприятия по поиску выведенных ранее из легального оборота капиталов. Эта работа пройдет совместно с международными правоохранительными организациями. Тогда тем, кто не воспользовался предоставленной возможностью, обижаться будет бесполезно. В случае выявления государственными надзорными, фискальными, правоохранительными органами незарегистрированного налогооблагаемого либо оформленного ненадлежащим образом в нарушение действующего законодательства имущества в отношении его владельца будут применены меры административного и уголовного воздействия.
Комментарии