Ассоциация налогоплательщиков Казахстана озвучила размер взятки по вопросам таможенной очистки товаров и проведения дополнительной проверки по стоимости товаров. Как оказалось, в среднем она составляет 100-110 тысяч тенге

  • 04.06.2015
  • |
  • 0
  • |
  • 1657
  • |
  • 0

Как отмечается, ассоциация регулярно с 2007 года проводит мониторинг качества налоговых услуг на основе социологических опросов. В 2015 году, помимо налоговых, оценивались также таможенные услуги и работа службы экономических расследований (СЭР), передает КазТАГ.

«По результатам опроса, размер взятки наиболее высок для таможенной очистки товаров и проведения дополнительной проверки по стоимости товаров (100-110 тысяч тенге в среднем), ликвидации юридического лица (70 тысяч тенге), однако и за другие услуги платится неофициальное вознаграждение по 5-20 тысяч тенге», — указывается в информации, распространенной в среду.

При этом способы передачи вознаграждения варьируются — через посредников, знакомых, непосредственно сотруднику.

«Уровень коррупции в таможенных органах в 10 раз выше, чем в налоговых (6,9% против 0,7%). Наиболее коррумпированная услуга — это таможенный контроль на границе — с показателями 19,5% (дача нелегального вознаграждения) и 13,1% (оказание услуг по знакомству). В отдельных регионах коррупционность достигает 40%», — подчеркивается в тексте.

Кроме того, высокая коррупция наблюдается и при прохождении границы физическими лицами — 7,8% дали нелегальное вознаграждение. Также достаточно коррупционными являются: проведение дополнительной проверки по стоимости товаров (5,3%), решения по классификации товаров и сверка расчетов (3,5-3,8%).

«Среди налоговых услуг наиболее коррупционной осталась ликвидация юридического лица или прекращение деятельности ИП. Самыми неблагополучными в этом отношении являются Мангистауская, Жамбылская и Актюбинская области», — отмечается в сообщении.

Вместе с тем, согласно данным ассоциации, за восьмилетнее проведение мониторинга дача нелегального вознаграждения в налоговых органах снизилась с 5% в 2008 году до 0,7% в 2015. При этом доля потребителей электронных услуг в 2015 году достигла по налоговым услугам для бизнеса — 35%, для населения — 24%, по таможенным услугам — 8,4%. Исследование показало, что электронный способ оказания услуг снижает коррупцию примерно в 4 раза.

«Удовлетворенность услугами налоговых органов в среднем составила 83,5%, услугами таможенных органов — 70,9%, службы экономических расследований (бывший финпол) — 59%. Низкий балл удовлетворенности может интерпретироваться как низкая эффективность оказания услуг, в частности, это означает, что 31% расходов на таможенную службу и 41% расходов на профилактику экономических преступлений не приводит к результату», — утверждается в информации.

Как сообщается, наиболее слабыми звеньями оказания услуг являются: техническая оснащенность, работа серверов, компьютеров, сканирующего оборудования, актуальные особенно для таможенных услуг; электронная коммуникация через интернет или по телефону; условия получения/ожидания услуги.

«Проблемными услугами являются налоговые проверки и обжалование, таможенные проверки и жалобы, а по СЭР — разъяснение интересующих вопросов и профилактика экономических преступлений, по которым набирается едва ли половина удовлетворенных качеством услуги», — отмечается в тексте.

По регионам самая низкая удовлетворенность услугами налоговых органов в среднем по 10-балльной шкале наблюдаются по Астане, Восточно-Казахстанской, Мангистауской областям (7,5-7,8 балла), услугами таможенных органов – по Мангистауской, Алматинской областям и Астане (6,4-6,9 балла), услугами СЭР – по Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Жамбылской и Атырауской областям и Астане (5,9-6,9 балла).

«Услуга «таможенный контроль на границе» была оценена на шестнадцати таможенных постах, из которых высшие оценки по удовлетворенности получили Калжат, Капланбек (9 баллов из 10), Майкапчагай, Сарыагаш и Жибек жолы (8,2-8,8 балла). В нижней трети списка находятся Сыпатай батыр, Карасу и Кордай (3,1-7,1 балла)», — подчеркивается в сообщении.

В свою очередь опрос служащих органов государственных доходов показал, что наиболее острыми вопросами остаются недостаточная мотивация, размер оплаты, материально-техническое обеспечение, базы данных с другими госорганами, связь оплаты с хорошим обслуживанием. Основная проблема состоит в том, что существующая система материальных поощрений слабо привязана к результатам работы и качеству обслуживания потребителей.

Исследование было проведено во всех регионах Казахстана и включало в себя опрос 13 424 респондентов, потребителей налоговых услуг – 6 747, таможенных услуг – 5 700 человек, а также 977 поставщиков услуг.

 

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!