Анализ налоговых правонарушений. Причины и последствия.

  • 21.01.2020
  • |
  • 0
  • |
  • 2148
  • |
  • 0

 

Анализ налоговых правонарушений.

Причины и последствия. 

Управление государственных доходов по Алматинскому району города Нур-Султан сообщает следующее.

Действующее законодательство, в том числе Налоговый кодекс не содержит специального понятия налогового правонарушения. Вместе с тем в общепринятом понимании, а также с учетом норм международных договоров, посвященных вопросам налогообложения и борьбы с нарушениями налогового законодательства, под налоговым правонарушением понимается противоправное действие или бездействие, которое выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогоплательщиком обязательств перед государственным бюджетом, влекущее юридическую ответственность.

Анализ причин совершения налоговых правонарушений показывает недостаточный общий уровень правовой и экономической грамотности одних субъектов предпринимательства, стремление других субъектов предпринимательства уклониться от уплаты налогов и платежей, самонадеянность и небрежное отношение третьих, ненадлежащая постановка ведения бухгалтерского и налогового учета, не правильное применение норм налогового законодательства, что, в свою очередь, не освобождает от дальнейшего исполнения невыполненного или нарушенного обязательства и привлечения к ответственности.

Совершение налогового правонарушения влечет наступление негативных последствий, заключающихся в применении к нарушителю мер административной или уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушения в области налогообложения предусмотрена в виде предупреждения, административного штрафа, а также дополнительных взысканий - приостановления действия лицензии, конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность наступает в виде штрафа, общественных работ, исправительных работ, ограничения либо лишения свободы, с применением дополнительных мер наказания.

Так как государство в лице органа государственных доходов вправе требовать от налогоплательщика исполнения его налогового обязательства в полном объеме, привлечение виновного лица к одному из видов юридической ответственности может сопровождаться применением в отношении него способов обеспечения, не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности.

Важным элементом борьбы с налоговыми правонарушениями является широкое разъяснение норм налогового законодательства, в связи, с чем разъяснительная работа на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов.

Так согласно Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» Органы государственных доходов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 91 (частями шестой, седьмой и восьмой), 92 (частями второй, третьей и четвертой), 151 (частью первой), 152, 155, 157, 174 (частями первой, третьей и четвертой), 177, 178, 179, 180, 181, 194, 195, 196, 203, 205, 221, 233 (частью первой), 239 (частями первой и второй), 246-1 (когда эти нарушения допущены при проведении аудита по налогам), 266, 269, 270, 271, 272, 273, 274, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 280-1, 281 (частями первой, второй и третьей), 282 (частями первой, второй, пятой, восьмой, десятой и двенадцатой), 284, 285, 285-1, 286, 287, 288, 460-1 (частью первой), 460-2, 464 (частью первой), 471, 472, 473, 474, 521, 522, 523, 524, 525, 526, 527, 528 (частями второй и третьей), 529, 530, 531, 533, 534, 535, 536, 537, 538, 539, 540, 542, 543 (частью второй), 546, 547, 548 (частью первой), 551 (частями первой и третьей), 552 (частью первой), 553, 554, 555, 556, 557, 558 и 571 вышеуказанного Кодекса.

Вместе с тем, Управлением государственных доходов по Алматинскому району города Нур-Султан правонарушители наиболее часто привлекаются за правонарушения в области налогообложения, в виде: непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, невыполнение налогоплательщиком законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц, нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (статьи 272, 288, 282 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»).

Дополнительно сообщаем, что согласно вступивших в силу изменений с 01.01.2020 года «1. Лицо, признавшее факт совершения правонарушения и согласное с уплатой штрафа на основании полученных уведомления и (или) извещения о явке в орган государственных доходов, направленных (врученных) органом государственных доходов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, уплачивает штраф в течение десяти суток со дня, следующего за днем получения (вручения) уведомления или извещения в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса суммы штрафа» (статья ч. 1 ст. 897 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»).

При этом, в части сокращения размера административного штрафа не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные статьями 91 (частями шестой, седьмой, и восьмой), 92 (частями второй, третьей и четвертой), 92-1, 266, 275 (частями первой, второй и пятой), 278 (частями второй и третьей), 279 (частью первой), 280, 282 (частью пятой), 537, 551 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (статья ч. 1-1 ст. 897 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»).

 

Автор: Юридический отдел Управления государственных доходов по Алматинскому району г. Нур-Султан

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!