Корпоративный подоходный налог

Корпоративный подоходный налог

Налоговое законодательство
admin
Сайта Администратор
«Налоговое право»
План
1. Понятие налогового права РК.
2. Принципы налогового законодательства.
3. Налоговые правоотношения.

1. Понятие налогового права РК Налоговое право в казахстанской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения – общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами. Налоговое право представляет собой совокупность правовых норм, определяющих налоговую структуру государства, устанавливающих его налоговую систему, а также регулирующих отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств.
В свою очередь налоговое право мы можем разделить на три элемента:
1) налоговая структура;
2) налоговая система;
3) налоговое обязательство.

Налоговая структура - это система государственных органов, осуществляющих от имени государства налоговую деятельность.
Налоговая система – совокупность налогов, установленных государством.
Налоговое обязательство – одностороннее обязательство плательщика передать государству предмет налогового платежа.

Предметом регулирования налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения:
1) по установлению и введению в действие налогов и сборов с организаций и физических лиц, перечисляемых в бюджетную систему;
2) по взиманию налогов и сборов (включая отношения по их самостоятельной уплате налогоплательщиками и принудительному взысканию)
3) по осуществлению налогового контроля;
4) по привлечению к налоговой ответственности;
5) по защите прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.

Статьей 1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» установлено «Налоговый кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом), связанные с исполнением налогового обязательства».
Налоговое законодательство — это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Налоговый кодекс предусматривает, что налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из самого Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.
Налоговый кодекс устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных данным Кодексом (п. 2 ст.2 НК РК).

Кроме того, Налоговый кодекс устанавливает, что при наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами в целях налогообложения действуют нормы Налогового кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 4 ст. 2 НК РК).
Норма налогового права представляет собой общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих налоговых правоотношений.
Нормы налогового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. При этом под структурой нормы права обычно понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы. Как и любая другая норма права, норма налогового права по своей структуре включает в себя три элемента:
1) диспозицию;
2) санкцию;
3) гипотизу.
Диспозиция - центральная часть налогово-правовой нормы, которая формулирует содержание самого предписываемого, дозволяемого или рекомендуемого данной нормой права правила поведения.
Санкция - часть нормы налогового права, в которой указывается на правовые последствия, наступающие в случае надлежащего соблюдения, либо нарушения установленного данной нормой правила.
Гипотезой же именуется часть нормы налогового права, в которой заключены: содержание самого правила поведения, фактические условия реализации нормы, либо обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими налоговые правоотношения.
Специфическим признаком правовых норм является их охрана государством. Эта охрана состоит в том, что право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения, т.е. в правовой системе закрепляются юридические санкции, которые применяются компетентными органами (например, прокуратурой, судом и др.) в случаях несоблюдения налогово-правовых норм.

2. Принципы налогового законодательства.

Статья 4. Принципы налогообложения в Республике Казахстан
1. Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан.
2. Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим Кодексом.

Статья 5. Принцип обязательности налогообложения Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки.

Статья 6. Принцип определенности налогообложения Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов.

Статья 7. Принцип справедливости налогообложения
1. Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным.
2. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера. *

Статья 8. Принцип единства налоговой системы Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов).

Статья 9. Принцип гласности налогового законодательства Республики Казахстан Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

3.Налоговые правоотношения.
Налоговые правоотношения - это регулируемые нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности государства.
Государство осуществляет свою налоговую деятельность в тех или иных правовых формах, в том числе посредством правовых актов, которые принимаются, изменяются или отменяются уполномоченными на то государственными органами. В частности, на основе правового акта, посредством которого устанавливается и вводится налог, возникает соответствующее правовое отношение.
Обязательным субъектом налогового правоотношения является государство (в лице уполномоченного органа или иного субъекта) либо государственный орган, действующий по поручению и в интересах государства. Таким образом, налоговое правоотношение всегда представляет юридическую связь государства с иным лицом (например, налогоплательщиком), возникающую в процессе осуществления налоговой деятельности государства.
Налоговое правоотношение - это отношение, охраняемое государством. Более того, исполнение участниками налогового отношения своих обязанностей, вытекающих из этого правоотношения, обеспечивается принудительной силой государства. Исходя из факта существования общественных налоговых отношений двух видов - материальных и организационных, налоговые правоотношения также различаются на материальные и организационные.
Материальное налоговое правоотношение опосредует движение суммы налогового платежа от налогоплательщика к государству, т. е. в экономическом смысле выражает собой взимание, внесение или уплату налога, а в юридическом - налоговое обязательство. Материальное налоговое правоотношение является правовой формой экономического налогового отношения.
Что касается организационных налоговых правоотношений, то к ним относятся, главным образом, отношения, возникающие в процессе организации налогообложения и функционирования органов государственных доходов. Внутриорганизационные правоотношения, т. е. правоотношения между органами государственных доходов (например, правоотношения между вышестоящими и нижестоящими органами государственных доходов). Внешние организационные правоотношения, которые возникают между государством (в лице уполномоченного государственного органа), а также органами государственных доходов, выступающими в качестве самостоятельного субъекта правоотношения от своего имени, с одной стороны, и банками, осуществляющими передвижение сумм налогов от налогоплательщика к государству, лицами, обладающими информацией о налогоплательщике.
Налоговые правоотношения, как и сами нормы налогового права, делятся на:
1) регулятивные налоговые правоотношения выражают регулятивную функцию налогового права и связаны эти правоотношения с правомерным поведением его субъектов (например, полная и своевременная уплата налогов).
2) охранительные налоговые правоотношения выражают реализацию охранительной функции налогового права и связаны эти правоотношения с применением государственного принуждения (например, принудительное взимание налога в случае уклонения от его уплаты).
Регулятивные налоговые правоотношения в свою очередь подразделяются на абсолютные и относительные, что связано со степенью индивидуализации субъектов отношения.
Относительные налоговые правоотношения (двусторонне индивидуализированные) - это те, при которых управомоченному субъекту (например, государству в лице соответствующего органа государственных доходов) противостоит вполне определенный субъект (например, конкретный налогоплательщик), т. е. поименно определены обе стороны данного правоотношения.
Абсолютные налоговые правоотношения выражают связь не с конкретным субъектом, а с широким их кругом, отвечающем определенному критерию. Так, к абсолютным налоговым правоотношениям можно отнести правоотношения, возникающие в связи с установлением налога. В данном случае у государства как субъекта, установившего налог, возникает абсолютное правоотношение со всеми лицами, которые отвечают критериям налогоплательщика по данному налогу.
Согласно налогового законодательства к объектам налогообложения относят: имущество и действия, с наличием и (или) на основании которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство. То есть это материальные объекты - часть объектов материального мира, имеющая стоимость и являющаяся предметом права собственности (имущество физических и юридических лиц, доходы физических лиц, прибыль юридических лиц). Наряду с материальными существуют нематериальные объекты, которые также подлежат налогообложению. Нематериальные объекты – это объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход. (право пользования земельными участками и природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», авторские права и т.д.).
Государство всегда является субъектом этого права, в силу хотя бы того, что оно является субъектом собственной налоговой деятельности. Кроме того, государство посредством принятия актов налогового законодательства создает налоговое право как средство правового обеспечения своей налоговой деятельности, наделяя себя при этом определенными правами и обязанностями в сфере налогов.
Вторым субъектом материального налогового отношения выступает налогоплательщик, который в качестве элемента налогообложения именуется «субъект налога». Налогоплательщики обычно подразделяются на два вида:
1) юридические лица;
2) физические лица.
«Под налогоплательщиком - юридическом лицом Налоговый кодекс понимает организацию, созданную в соответствии с законодательством Республики Казахстан или иностранного государства (иностранное юридическое лицо) 15 п. ст. 10 НК». Для целей настоящего Кодекса компания, организация или другое корпоративное образование, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, рассматриваются в качестве самостоятельных юридических лиц, независимо от того, обладают ли они статусом юридического лица иностранного государства, где они созданы.
Для статуса юридического лица в качестве налогоплательщика не имеет значения ни его организационно-правовая форма (акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т. п.), ни форма его собственности (государственная или негосударственная организация). Однако для некоторых видов налогов (например, корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость) определенное значение имеет, является ли юридическое лицо коммерческой или некоммерческой организацией.
Кодекс дает специальное определение (ст. 133) некоммерческой организации, несколько отличающееся от понятия, даваемого Гражданским кодексом.
При соблюдении этих условий доход некоммерческой организации, полученный в виде вознаграждения, гранта, вступительных и членских взносов, благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе, налогообложению не подлежит.
Остальные доходы подлежат налогообложению в обычном порядке. При этом некоммерческая организация обязана вести раздельный учет по доходам, освобожденным от налогообложения, и доходам, подлежащим налогообложению в обычном порядке.
Налоговый кодекс выделяет еще одного специфичного налогоплательщика - организацию, осуществляющую деятельность в социальной сфере (ст. 135).
К физическим лицам - налогоплательщикам относятся граждане Республики Казахстан, граждане иностранных государств и лица без гражданства.
Особую категорию физических лиц-налогоплательщиков составляют так называемые «субъекты малого бизнеса», а также крестьянские (фер¬мерские) хозяйства, для которых может быть установлен специальный на¬логовый режим.
Например, специальный налоговый режим на основе патента приме¬няют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям: 1) не использующие труд наемных работников; 2) осуществля¬ющие деятельность в форме личного предпринимательства; 3) предельный доход которых не превышает 300- кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Индивидуальное предпринимательство - это инициативная деятель¬ность граждан, направленная на получение дохода путем реализации то¬варов (работ, услуг), основанная на собственности самих граждан и осу¬ществляемая без образования юридического лица от имени граждан, за их риск и под их имущественную ответственность.
Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.
Налоговые правоотношения характеризуются следующими признаками:
1. Налоговое правоотношение является продуктом правового обес¬печения налоговой деятельности государства.
2. Налоговое правоотношение является продуктом применения го¬сударством такого метода налоговой деятельности, как издание нор¬мативных актов.
3. Налоговое правоотношение носит характер «власти и подчине¬ния», т. е. один из субъектов этого отношения, а именно государство, выс¬тупающее в целом или в лице уполномоченного на то своего органа (на¬пример, налогового органа), всегда обладает большим объемом прав, чем другой субъект этого отношения (например, налогоплательщик).
4. Налоговое правоотношение возникает в силу одностороннего ус¬тановления государства, поскольку и сам налог является его односто¬ронним установлением.
5.Обязательным субъектом налогового правоотношения являет¬ся либо государство (в лице уполномоченного органа или иного субъек¬та), либо государственный орган, действующий по поручению и в инте¬ресах государства.
6.Налоговое правоотношение - это отношение, охраняемое государством.
Исходя из факта существования общественных налоговых отношений двух видов - материальных и организационных, налоговые правоотноше¬ния также различаются на материальные и организационные.
Материальное налоговое правоотношение опосредует движение сум¬мы налогового платежа от налогоплательщика к государству, т. е. в эконо¬мическом смысле выражает собой взимание, внесение или уплату налога, а в юридическом - налоговое обязательство.
Что касается организационных налоговых правоотношений, то к ним относятся, главным образом, отношения, возникающие в процессе орга¬низации налогообложения и функционирования налоговой службы государства.
2. Налоговые правоотношения, как и сами нормы налогового права, делятся на регулятивные и охранительные.
Регулятивные налоговые правоотношения в свою очередь подразделя¬ются на абсолютные и относительные, что связано со степенью индивиду¬ализации субъектов отношения.
Относительные налоговые правоотношения (двусторонне индивидуали¬зированные) - это те, при которых управомоченному субъекту (например, го¬сударству в лице соответствующего налогового органа) противостоит вполне определенный субъект (например, конкретный налогоплательщик), т. е. по¬именно определены обе стороны данного правоотношения.
Абсолютные налоговые правоотношения выражают связь не с конк¬ретным субъектом, а с широким их кругом, отвечающем определенному критерию. Так, к абсолютным налоговым правоотношениям можно отнес¬ти правоотношения, возникающие в связи с установлением налога. В данном случае у государства как субъекта, установившего налог, возникает абсолютное правоотношение со всеми лицами, которые отвечают критериям налогоплательщика по данному налогу.
от 23.11.2024 07:08
madina
Madina Madina
Уважаемые гости и жители южной столицы.

Управление государственных доходов по Турксибскому району г. Алматы сообщает, что статья 35 Конституции Республики Казахстан гласит: «Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обя¬занностью каждого гражданина Республики Казахстан».
Законопос¬лушным налогоплательщиком является тот, для кого уплата налога является долгом. Именно данный факт играет ключевую роль в исполне¬нии налоговых обязательств, в формировании государственного бюджета. Если бы нало¬гоплательщики осознавали уплату налогов как долг и понимали, что равенство справедливости заключается не в равенстве величины дохода, а в равенстве всякого долга налогоплательщика государству за свою защиту, тогда бы уплата на¬логов и других обязательных платежей в бюджет превратилась в патриотическую обязанность.
Важное место здесь уделено налаживанию плодотворных связей налогоплательщика с на¬логовыми органами, и наоборот. Указанная мера, в первую очередь будет, способствовать форми¬рованию налоговой культуры в государстве.
Немаловажным этапом является процесс постановки физических лиц на регистрационный учет в налоговый орган по месту нахождения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, по данным уполномоченных регистрирующих органов.
Однако постановка на регистрационный учет охватывают не полный спектр налогоплательщиков, в полной мере не решают задачи по выявлению налогоплательщиков, уклоняющихся от исполнения налоговых обязательств по постановке на регистрационный учет и, соответственно, уплате налогов в бюджет.
В связи с чем, вас убедительно просим пользоваться услугами такси официальных таксомоторных компаний.

Управление государственных доходов
по Турксибскому району г.Алматы
от 22.11.2017 09:39
madina
Madina Madina
По проекту Налогового Кодекса на 2018г.
Проект «Кодекса о налогах и других обязательных платежах в бюджет» на 2018 год разработан в целях реализации поставленных главой государства задач по отмене неэффективных налоговых льгот, оптимизации налоговых режимов, приведению налогово-бюджетной политики к новым экономическим реалиям, стимулированию выхода бизнеса из тени, расширению налоговой базы в сырьевом секторе, улучшению администрирования НДС.

«Касательно проекта Налогового кодекса предлагаются следующие поправки: в части освобождения от НДС фармацевтических услуг и услуг по учету и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения; предоставление освобождения от НДС для производителей сельскохозяйственной техники, зарегистрированных в качестве владельцев свободного склада как до 1 января 2012 года, так и после; исключение временных разрывов между датой совершения оборота по реализации электрической, тепловой энергии, системных услуг и датой отнесения суммы НДС в зачет по таким услугам; повышение в два раза налога на игорный бизнес, за исключением ставок по электронной кассе для букмекерских контор, которые будут увеличены в 1,5 раза», — сообщил сенатор Даурен Адильбеков на заседании.

Кроме того, депутаты сената предлагают не признавать в качестве дохода недропользователя стоимость безвозмездно полученных государственных техногенных минеральных образований и определить предел освобождения от обложения ИПН дохода физического лица по расходам на медицинские услуги, при применении налогового вычета и корректировке дохода.

Первое направление проекта нового Налогового кодекса — это развитие малого и среднего бизнеса. Предусматривается сохранение действующих специальных налоговых режимов. В патенте снижается ставка с 2% до 1%. Это делается для снижения налоговой нагрузки в связи с введением обязательного социального медицинского страхования.

В режиме по «упрощенной декларации» требование по размеру дохода для физических и юридических лиц станет одинаковым. Сокращается срок исковой давности для малого и среднего бизнеса с 5 до 3 лет. При этом сохраняется порог по НДС в размере 30 тыс. МРП. Для развития электронной торговли предусмотрено освобождение от корпоративного и индивидуального подоходного налогов доходов, получаемых в сфере электронной торговли.

По второму направлению, в аграрном секторе плательщики единого земельного налога не будут являться плательщиками НДС независимо от оборота. Для снижения нагрузки на фонд оплаты труда предлагается отменить социальный налог за главу, членов и работников КФХ. Будет разрешено осуществление прочих видов деятельности.

В рамках третьего направления — геологоразведка и недропользование — предлагается отменить налог на сверхприбыль для горнорудной отрасли. Нагрузка будет перенесена на рентный налог по экспорту угля. Для развития геологоразведки отменяется бонус коммерческого обнаружения. Для морских и глубоких нефтяных месторождений предложен альтернативный налог на недропользование. Для ускорения разведки твердых полезных ископаемых вводится механизм арендных платежей. Для стимулирования переработки сырья при условии его переработки более 35% (2019 г — 40%, 2020 — 2021 гг. — 50%, 2022 г. — 70%) предусматривается освобождение от КПН дивидендов и прироста акций недропользователя.

Четвертое направление — оздоровление финансового сектора. В связи с переходом на новый стандарт МСФО предоставляются вычеты для дополнительных провизий. Для физических лиц предусматривается освобождение от ИПН при прощении задолженности банками. Срок действия льготы 3 года. При передаче проблемных активов коллекторам дисконт коллектора будет облагаться после отработки актива. В целях повышения привлекательности рынка золотых слитков предлагается освобождение от НДС реализации инвестиционного золота для обменных пунктов.
Пятое направление — промышленность и инвестиции. Предлагаются льготы по НДС для автомобилестроения и производителей сельхозтехники в рамках специального инвестиционного контракта (СИК). Продлевается льгота по КПН сумм вознаграждений от операций по лизингу. Для модернизации и реконструкции действующих предприятий предложена льгота по КПН. Льготы будут действовать при условии, если инвестиции не менее 5 млн МРП.
Шестое направление — налогообложение СЭЗ. Предлагается ведение раздельного учета по льготируемой деятельности и предоставление налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество с момента регистрации. Предлагается сохранить режим экстерриториальности для участников СЭЗ «ПИТ» на срок до 2028 года.
Седьмое направление — снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Для сохранения текущей нагрузки предлагается снижение ставки социального налога с 11% до 9,5%.
Восьмое направление — отмена неэффективных платежей и льгот. Отменяются сбор с аукционов и плата за пользование судоходными водными путями. Отменяются льготы по освобождению оборотов по услугам игровых автоматов, реализация лотерейных билетов, государственных знаков почтовой оплаты, импорту почтовых марок.

Девятое направление — налоговое администрирование. Уточнены права и обязанности при проведении налоговых проверок. «Основания для проведения внеплановых проверок сократятся более чем в два раза (с 32 до 12, 62%).
Проект Налогового кодекса вводится в действие с 1 января 2018 года. Положения по индивидуальному подоходному налогу будут реформированы с 1 января 2020 года в связи с введением всеобщего декларирования. Нормы касательно выписки счет-фактур и ставок акцизов вступят в силу с 1 января 2019 года, касательно налогообложения дивидендов и прироста стоимости, а также СЭЗ с 1 января 2020 года.
Управление государственных доходов
по Жетысускому району города Алматы
от 08.12.2017 03:31
madina
Madina Madina
Выписка счет-фактур в электронной форме при государственных закупках

С 1 января 2017 года действует новая редакция пункта 26 статьи 43 Закона РК «О государственных закупках», которой предусмотрена обязанность поставщика по представлению документов об исполнении договора (акт приема-передачи товара, акт выполненных работ, оказанных услуг, счет-фактура) в электронной форме. Формы документов, подтверждающих выполнение работ, услуг, передачи товаров, утверждены приказом МФ РК от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (с учетом изменений, внесенных Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 октября 2016 года № 521):
Акт приема-передачи товаров по форме, согласно приложению 22-1 к Правилам осуществления государственных закупок.
Акт выполненных работ (применяется для приемки-передачи выполненных работ, за исключением строительно-монтажных работ) по форме, приведенной в приложении 22-2.
Акт выполненных работ при выполнении строительно-монтажных работ, по форме 2-В.
Акт оказанных услуг по форме, указанной в Приложении 22-3.
В соответствии со статьям 426, 426-1 Правил осуществления государственных закупок (далее - Правила) исполнение договора о государственных закупках теперь выполняется в следующей последовательности: Доставка товара в пункт назначения товара с предоставлением оригинала накладной (если договор связан с поставкой товаров). Оформление поставщиком акта приема-передачи товара или акта выполненных работ (оказания услуг) на веб-портале государственных закупок. По договору поставки товара дополнительно прикрепляется электронная копия накладной, подтверждающий факт доставки товара. Приемка заказчиком товаров или сдача и приемка выполненных работ (оказанных услуг). Выписка поставщиком электронного счета-фактуры, средствами информационной системы электронных счетов-фактур. Оплата сделки заказчиком. После полного исполнения договорных обязательств одновременно с актами приема-передачи товаров, актами выполненных работ, оказанных услуг поставщик направляет заказчику средствами веб-портала «Отчет о местном содержании в товарах, работах, услугах» по формам согласно приложениям 22-4 и 22-5 к Правилам, заверенный электронной цифровой подписью поставщика.
- С какой целью выписка счет фактур в электронной форме при государственных закупках стала обязательной?
- Прежде всего, это делается для предупреждения и пресечения схем уклонения от уплаты налогов при заключении договоров по государственному закупу. Надо сказать, что в странах Западной Европы 90% счетов-фактур представляются и обрабатываются именно в электронном виде. Подобная форма также уже давно используется как в России, так и Азербайджане.
- А в чем преимущества использования электронных счетов-фактур?
- Преимуществ много. Во–первых, это оперативность. Счета моментально передаются адресату вне зависимости от его местонахождения, а также появляется возможность быстро обмениваться сообщениями в информационной системе ЭСФ между покупателем и поставщиком. Во-вторых, информация полностью защищена. Работа осуществляется по защищенным каналам с использованием криптографической защиты. В-третьих, система функционирует 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Более подробно с этой информацией можно ознакомиться на сайте: www.esf.gov.kz.
- А сколько на сегодня насчитываются налогоплательщиков, которые уже зарегистрированы в системе?
– На сегодня 64% плательщиков НДС зарегистрированы в ИС ЭСФ.
- Если налогоплательщики не пройдут регистрацию в информационной системе электронных счетов-фактур?
- Счет-фактуру в электронной форме обязаны выписывать: налогоплательщики, являющиеся уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о таможенном деле с 01.07.2016 года, налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в реализацию международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу с 01.01.2018 года, и остальные плательщики налога на добавленную стоимость, предусмотренные подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 настоящего Кодекса, с 01.01.2019 года. Представителям первых двух категорий, которые уже на сегодня обязаны зарегистрироваться и выписывать ЭСФ, если они не пройдут регистрацию, согласно Кодексу об административных правонарушениях, будут применены административные меры.
В настоящее время органами государственных доходов в регионах Республики Казахстан проводится работа по максимальному привлечению налогоплательщиков к регистрации в качестве участников ИС ЭСФ.
- Что необходимо сделать, чтобы выписывать электронную счет-фактуру?
– Для того, чтобы выписывать электронные счета-фактуры, необходимо зарегистрироваться в Информационной системе ЭСФ и стать ее участником, использование которой осуществляется на бесплатной основе. Авторизация участников и заверка электронных документов осуществляется с помощью электронной цифровой подписи.
Хотелось бы также отметить, что с 1 октября 2017 года на территории Республики Казахстан применяется новая форма электронного счета-фактуры и новые правила заполнения, утвержденные Приказом МФ РК от 12 мая 2017 года № 301 «Об утверждении Правил документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме».
В Правилах документооборота ЭСФ содержатся основные положения, руководствуясь которыми необходимо выполнять заполнение и выписку электронного счета-фактуры. Также Правилами утверждается и сама форма ЭСФ, применяемая всеми налогоплательщиками на территории РК. Электронный счет-фактура состоит из 14 разделов, заполняя которые налогоплательщик отражает все необходимые сведения о реализуемом товаре, работе, услуге, о сторонах сделки и другие. Некоторые разделы являются обязательными для заполнения, например, раздел для отражения реквизитов поставщика, реквизитов получателя, раздел с указанием общих сведений. Часть разделов не является обязательными для заполнения в общих случаях. Например, раздел Реквизиты Государственного учреждения заполняется исключительно в случае, если реализация товаров, работ, услуг осуществляется в адрес государственного учреждения. Если реализация произведена в адрес физического или юридического лица – не ГУ, то раздел не заполняется.
- Каковы особенности выписки счет –фактур в электронной форме государственным учреждениям при осуществлении госзакупа?
При выписке электронного счета-фактуры в адрес Государственного учреждения, существуют ряд особенностей в заполнении документа. Рассмотрим подробнее порядок заполнения ЭСФ при реализации товаров, услуг гос. учреждению.
Во- первых, нужно знать четкое определение, что такое государственное учреждение. Субъекты, участвующие в процедурах гос. закупок, не всегда являются гос. учреждениями. Поэтому для правильного заполнения ЭСФ в таких операциях в первую очередь необходимо правильно определить категорию заказчика.
Государственное учреждение - некоммерческая организация, созданная государством и содержащаяся только за счет бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, если дополнительные источники финансирования не установлены законами Республики Казахстан, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения - коммерческая организация, наделенная государством имуществом на праве хозяйственного ведения и отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.
Казенное предприятие - коммерческая организация, наделенная государством имуществом на праве оперативного управления.
Таким образом, государственное учреждение - это особая форма юридического лица, отличная от государственного предприятия и казенного предприятия. Форма юридического лица обычно явно указана в его названии. Пример ГУ «Аппарат акима» - это государственное учреждение. РГП на ПВХ «Казгидромет» - это Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения. КГП «Поликлиника» - это коммунальное государственное предприятие. ГККП «Детско-юношеская спортивная школа» - это государственное коммунальное казенное предприятие.
Особенный порядок заполнения электронных счетов-фактур предусмотрен только для государственных учреждений (ГУ). Если заказчиком по договору гос. закупа яляется государственное предприятие (ГККП, КГП, РГП), то счет-фактура выписывается электронно, но заполняется так же как по обычным операциям реализации. Заполнение специализированных полей в ЭСФ по гос. учреждениям.
- Каковы основные отличия новых Правил документооборота ЭСФ при выписке госучреждению?
Раздел В1 Банковские реквизиты поставщика вынесены в отдельный раздел, в котором указывается номер банковского счета, наименование банка в котором он открыт, БИК банка и другие данные. Раздел подлежит обязательному заполнению в случае, если получателем товаров, работ или услуг по данной операции является государственное учреждение (в разделе С отмечена категория получателя – Е государственное учреждение). При реализации иным категориям получателей, раздел заполняется на усмотрение поставщика. Раздел С «Реквизиты получателя»
Если получатель является государственным учреждением, то в форме ЭСФ также заполняется раздел С1 Реквизиты Государственного учреждения. Для покупателя - участника договора о совместной деятельности, в разделе становится доступной для заполнения строка с указанием сведений о количестве участников. В соответствии с указанным количеством, в форме добавляются разделы С Реквизиты получателя и H Данные по товарам, работам, услугам участников совместной деятельности для заполнения сведений по реализации по каждому участнику. Также в разделе С по каждому участнику договора о совместной деятельности заполняется строка Доля участия, в которой отражается доля участия в совместной деятельности каждого получателя.
Раздел С1 «Реквизиты получателя» Данный раздел заполняется только в случае, если получателем товаров, работ или услуг по данной операции является государственное учреждение (в разделе С в строке 20 отмечена ячейка Е - государственное учреждение). В разделе отражаются сведения о назначении платежа, БИК коде центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета и иные сведения.
Уважаемые налогоплательщики будьте внимательны при заполнении счет-фактур в электронной форме.
Айбекова А.
Сапарова Н.
Управление государственных доходов
по Жетысускому району города Алматы
от 08.12.2017 03:31
Авторизуйтесь для ответа в теме

Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!